Эта набережная — исходная точка для многих туристических маршрутов. Прогулявшись 1675 метров по берегам Невы, вы охватите необъятное и пролистаете главные страницы истории Петербурга.
1. Дворцовый мост.
Мост построили в 1856 году: купечеству была необходима прямая связь с Биржей и Торговым портом. При изготовлении конструкции использовали наплавной Исаакиевский мост. Затем его модернизировали и назвали Дворцовым. Постоянный мост появился в 1916 году, хотя задумывался ранее. Постройке мешали самые разные события: сначала — наводнение, затем — Первая мировая война. В 1917 году мост переименовали в Республиканский, но в 1944 году вернули его первоначальное название. Чугунные решетки установили лишь в 1939 году. В 2013 году этот архитектурный памятник был реконструирован.
2. Разводной сад.
Своим названием сад обязан тому, что ранее именно здесь разводили дворцовый караул. Сад был разбит в 1896 году и отделял царскую резиденцию — Зимний дворец — от проезжей части. Планировкой занимался архитектор Николай Крамской, по проекту которого сад приподняли над улицей примерно на метр. В нем появился фонтан и саженцы деревьев. Ограду сада выполнили в стиле растреллиевского барокко: узор из листьев дополнили эмблемой императорской семьи и государственным гербом. В 1920 году ограду демонтировали и установили в Парке имени 9 января. В 2008 году был восстановлен первоначальный облик фонтана. Сейчас сад – отличное место для отдыха в центре. Летом здесь можно спрятаться от солнца, а зимой — полюбоваться разноцветными гирляндами, украшающими ветви деревьев.
3. Зимний дворец.
Главная резиденция русских императоров меняла свой облик пять раз. Началось строительство при Петре I, а закончилось – при Петре III. Современный барочный облик зданию придал Бартоломео Растрелли.
В этом месте произошло множество решающих для страны событий: здесь революционер Степан Халтурин пытался убить императора Александра II, тут расстреляли демонстрацию рабочих в 1905 году, чуть позже во дворце заседало Временное правительство, смещенное большевиками. В течение 20 лет в Зимнем дворце функционировал музей Революции, закрывшийся в 1941 году. Сейчас дворец — главное здание Эрмитажа, хранящее множество культурно-исторических ценностей и предметов искусства.
Место: Пл. Дворцовая, д.2.
4. Малый Эрмитаж.
Музей был построен Юрием Фельтеном и Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом в 1775 году. Миниатюрная галерея таит в себе множество известных экспонатов: это и Часы с павлином, и Павильонный зал, и Висячий сад. Первоначально здесь выставлялись уникальные произведения искусства, приобретённые Екатериной II. Посмотреть их могли лишь избранные — недаром слово «эрмитаж» переводится как «место уединения». Лишь с 1852 года Эрмитаж стал доступен для публики.
Место: Дворцовая наб. д.36.
5. Большой Эрмитаж.
Музей сооружен в 1787 году архитектором Юрием Фельтеном. Построенное в стиле классицизма здание поражает своим интерьером: комнаты расписаны позолотой, украшены цветными камнями и искусной лепниной. Сейчас здесь располагаются административные помещения и экспонируются произведения итальянской живописи XIII—XVIII веков. Через пять лет после возведения здания к Большому Эрмитажу были пристроены лоджии Рафаэля, в которых находятся копии фресок художника.
Среди знаменитых объектов внутри — Театральная и Советская лестницы. Первая соединяет между собой этажи Большого Эрмитажа и позволяет пройти в Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля. Вторая лестница появилась из-за необходимости собственного входа в помещение, где заседал Комитет министров и Государственный совет. Архитектор Андрей Штакеншнейдер отделал лестницу мрамором, а вестибюль украсил красными порфировыми колоннами.
Новый Эрмитаж, построенный по проекту Лео фон Кленце в 1851 году, находится за зданием Большого Эрмитажа. Известный своим портиком с десятью атлантами, музей был создан специально для публичных посещений. Первоначально в нем располагались залы русской и западноевропейской скульптуры, теперь здесь функционирует Рыцарский зал с богатой коллекцией доспехов и оружия. Также любопытным экспонатом является Большая Колыванская ваза из зеленой яшмы весом 19 тонн.
Место: Дворцовая наб. д.34.
6. Зимняя канавка.
Канавку прорыли в 1719 году и назвали Старым Дворцовым каналом. Она соединяет Неву и Мойку и простирается на 228 метров. Несмотря на то, что канал такой короткий, через него переброшены несколько мостов. Эрмитажный мост стал родоначальником каменного строительства в городе: до него все мосты конструировались исключительно из дерева. Он был построен в 18 веке, как и 1-й Зимний мост. 2-й Зимний мост был возведен в середине 20 века, но сделан в стиле двух предыдущих. Здания Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра соединяются арочной конструкцией, поддерживающей переход-галерею. Со стороны набережной это выглядит очень красиво: канавка протекает под аркой, исчезая в перспективе.
Место: Набережная Зимней канавки.
7. Эрмитажный театр.
Первоначально здесь находился Зимний дворец Петра. В 1787 году на его месте Джакомо Кваренги построил роскошный театр в античном стиле. Эрмитажный театр предназначался для императорской семьи и высшей знати: помимо опер и спектаклей здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались любительские постановки. Камерный зал расположен амфитеатром и рассчитан на 250 человек. Внутреннее пространство театра обрамляют мраморные колонны, статуи Аполлона и муз искусства, портреты великих музыкантов и поэтов. С 1990 года на сцене театра дают выступления труппы «Русского балета», Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского, камерного Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театра балета Л. Якобсона.
Место: Дворцовая наб. д.34.
8. Дворец Владимира Александровича.
Ранее на месте дворца стоял особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом — Дмитрия Волконского, в котором чуть позже размещалось французское посольство. В 1872 архитектор Александр Резанов воздвиг дворец, предназначавшийся третьему сыну Александра II, Владимиру. Здание построено во флорентийском стиле, украшено большими венецианскими окнами и родовыми гербами. Его называли «Малым императорским дворцом» потому, что отделка интерьеров поражала воображение: в декоре залов гармонично переплетались разные архитектурные стили. Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись.
Это ещё не все прелести дворцовой набережной. Продолжение следует...