Здравствуйте, дорогие подписчики и гости моего канала!
Сегодня, 27 января, день снятия блокады. Этот день помнит и знает каждый ленинградец и петербуржец, для нас это особая дата. Мы воспитаны на памяти о событиях тех дней, в детских садах и школах нам рассказывали о войне, о блокаде, возили на Пискаревское кладбище и в музеи, приглашали к нам ветеранов, а мы все слушали и впитывали в себя каждое слово.
И не раз от своих знакомых и коллег, из других городов, я слышала реплики в духе: что такого в этой блокаде? вся страна голодала...
Вся да не вся... Со слов своих бабушек я знаю как голодали, есть действительно было нечего, но это не сравнится с тем голодом, который пережили ленинградцы. 872 дня практически без воды и еды, среди трупов, крыс и разрушенного города... это и рядом не стоит с тем голодом, который пережили люди в других городах.
Ни в коем случае, не хочу ни кого обидеть. Тяжело было всем!
Да и статья моя все-таки о празднике. В свое время для меня стало открытием, что во время блокады проводились праздники для детей. Наряжали елки, готовили угощения и конечно, дарили подарки!
Но дети есть дети! Хоть и быстро повзрослевшие, но им также хотелось праздника и благодаря взрослым, в город были привезены елки, с Большой земли, по Ладожскому озеру были доставлены мандарины.
С празднованием Нового 1942 года в Ленинграде связан легендарный подвиг водителя "Дороги жизни" Максима Твердохлеба. В канун 1942 г. он вез в Ленинград необычный груз: фанерные ящики с надписями: "Детям героического Ленинграда!". Это были мандарины из Грузии, которые прислали с Кавказа как новогодний подарок маленьким ленинградцам. Преодолев 20-й километр пути по ледовой трассе, полуторка подверглась атаке двух немецких самолетов. У машины был пробит радиатор и разбилось смотровое стекло, шофер был ранен в руку. Валивший из радиатора пар затруднял видимость, и водитель не видел ни дороги, ни указателей-вешек, однако он не бросил машину и, искусно маневрируя, довел ее до берега, и дети на ленинградских ёлках получили душистые кавказские фрукты. На автомобиле Твердохлеба насчитали 49 пробоин.
Специальным постановлением было разрешено проводить праздник даже в бомбоубежищах. Елки украшали всем подряд: вязаными изделиями для бойцов, игрушками и открытками. Изысканных подарков не было, но дети были рады праздничному угощению, который состоял из тарелки горячего супа и кусочка хлеба.
Клей с игрушками
Необычная история, связанная с главным новогодним деревом, произошла и в одном из детских садов блокадного Ленинграда. Как пишет Елена Дмитриева в своей книге о педагогах блокадного времени "Мы храним бесценное наследство", воспитатель Евдокия Чугай решила устроить детям праздник – принести живую елку.
За ней Евдокии пришлось идти на окраину города целый день, но сил у нее не оставалось даже на то, чтобы срубить деревце, не говоря уж об обратном пути. Женщине пришлось заночевать в сторожке на кладбище. И только мысли о счастливых детских улыбках помогли ей пережить страшную и холодную ночь.
"Увидев елку, дети на несколько мгновений забыли о войне, забыли о голоде. Впервые у них появилось желание что-то сделать. Они решили склеить игрушки, чтобы украсить елку", – пишет Дмитриева.
Тогда воспитательница выпросила на кухне половину чайной ложки муки, сварила клейстер, разлила его по тарелочкам и вышла за ножницами. Когда она вернулась, малыши плакали – почувствовав, как вкусно пахнет клей, дети не удержались и без разрешения съели его. Успокоив малышей, Евдокия выпросила еще немного муки, и игрушки все-таки украсили елку.
Такие крохотные радости посреди огромного горя помогали поддерживать надежду в маленьких и взрослых ленинградцах.
О блокаде можно рассказывать бесконечно, тот ужас, который пережили жители Ленинграда не поддается пониманию, как? Как они смогли это все пережить? Где брали силы?!...
Вечная память всем жителям блокадного Ленинграда, участникам войны, работникам тыла и всем погибшим во время войны...
Мебель Шаляпина жгут вместо дров ...
Спасибо за ваши лайки и комментарии!
Подписывайтесь на мой канал, будет интересно!