"Сибирская железная дорога, прорезав страну от края до края, много произвела в ней существенных изменений, ещё больше будет произведено их в будущем, конечно.
Под ея влиянием значение одних городов, таких как Тюмень, Колывань, падало, другие же начинали быстро расти и развиваться - Курган, Петропавловск, Омск и проч. Возникали и совершенно новые поселения и быстро вырастали в торгово-промышленные центры. В ряду этих новых поселений видное место принадлежит пос.Ново-Николаевскому, расположенному на правой стороне р.Оби, у пересечения ея железной дорогой. Ещё десять лет назад на месте теперешнего посёлка был сосновый бор и только на самом берегу реки находилась прижатая к лету заимка с двумя-тремя хозяйствами. Против заимки, на левой части левого берега, где теперь проходит железно-дорожная дамба, было, широко раскинувшееся, волостное село Кривощёковское, от которого теперь не осталось уже и следа: часть его жителей выселилась на гору, остальные же разбрелись - кто куда ... Ново-Николаевск в настоящее время имеет уже вид города с широкими улицами, площадями, с кое-где виднеющимися каменными постройками. Посёлок живёт бойкой жизнью: на всём видны следы быстрого роста, следы всё расширяющегося строительства и развивающейся торговли. В посёлке много магазинов и лавок, базарные и ярмарочные площади, есть уже и банк, и казначейство, несколько заводов, среди которых обращает на себя внимание сухарный военного ведомства завод с производительностью в миллион пудов сухарей в год. Тем же самым военным министерством возводятся обширные сооружения для будущего "военно-остановочного пункта". Население посёлка в настоящее время насчитывается уже до 27 тысяч. В земельном отношении положение Ново-Николаевска весьма, однако, не устойчиво, что не могло не оказывать задерживающего влияния на его рост и развитие торговли: посёлок не имеет вовсе своей земли, те же земл , которыми пользуются его жители, арендуются у Главного управления Алтайского округа. Аренда краткосрочная, участки сдаются с торгов, вследствие чего в более оживлённой части посёлка арендные цены на усадебные места быстро возрастали. Отсутствие своей земли лишило посёлок источников, из которых могли бы черпаться средства на так называемое городское благоустройство, не позволяло многим прочно обстраиваться и проч. В скором времени положение Ново-Николаевска в этом отношении резко изменится, т.к. уже решено передать ему земли, находящиеся в его пользовании, на условиях выкупа по особой оценке. Точно также решен вопрос о преобразовании посёлка в город. Это говорит за то, что дальнейший рост Ново-Николаевска может совершаться при более благоприятных условиях, и трудно сомневаться, что в будущем Ново-Николаевск будет одним из крупнейших центров Западной Сибири, как город, стоящий на пересечении двух важнейших путей - Сибирской железной дороги и Оби, прорезывающей лучшую часть Алтайского округа и служащей для железной дороги одним из главнейших питательных путей. Выше Ново-Николаевска по Оби более десяти хлебных пристаней, важнейшая из которых Усть-Чарышская пристань, Берикуль, Камень, отпускающие 10-13 миллионов пудов хлебных грузов. В прошедшем году в этой части Оби работало ?? теплохода, 7 из которых ходит по реке Чарыш, поднимаясь до с.Белоглазовского, лежащего на пути из Барнаула в Змеиногорск. На рисунках изображён Ново-Николаевский железнодорожный мост и пароходная пристань на Оби, находящаяся немного ниже моста.
Когда вы подъезжаете к Ново-Николаевску на пароходе, то ещё издали замечаете ажурную линию железнодорожного моста, перекинутого через Обь. У самого моста находится оживлённая пристань, на которой идёт работа по разгрузке и нагрузке судов, горы товаров лежат на берегу, ожидая отправки или вверх по Оби на пароходах или по железной дороге преимущественно в Россию. Среди наваленного на пристани товара масса плугов, веялок, ящиков с разобранными сенокосилками, сноповязалками и другими земледельческими машинами, идущими в последнее время в громадном количестве по всему Алтайскому округу. Туда же отправляется горы клёпки для бочёнков под масло, орудия для молочного хозяйства, играющего в последние 5-6 лет важную роль в хозяйстве алтайского крестьянского населения.
Сотни тысяч боченков с маслом везутся в Ново-Николаевск и до погрузки на железную дорогу складываются в стоящие тут же на пристани "погреба-ледники", покрытые деревом.
Поднимитесь с пристани на гору и вы увидите каменный собор, освящённый в конце 1899 года. Недалеко от него новое здание мужского двухклассного церковно-приходского училища, а далее по широкой улице и пересекающим его переулкам идут недавно возведённые постройки наехавших из разных мест России и Сибири, в чаянии наживы, ново-николаевских обывателей.
Тут рядом маленькой хижиной бедняка выросли хоромы торговца, чувствующего, как быстро создаётся и вырастает его благосостояние. Торговля и промышленная жизнь вызвала появление извозного промысла, рабочие артели, а вместе с тем и характерную для городской жизни голытьбу, которая при случае не остановится и перед преступлением. Недаром Ново-Николаевск пользуется не особо лестной репутацией в этом отношении."
Источник: Сибирская жизнь, иллюстрированное приложение к №173, 1903 г. http://sun.tsu.ru/mminfo/000349025/1903pr/1903_173.pdf
(скан-копии из коллекции научной библиотеки Томского государственного университета)
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025