Конкуренция – неизбежное явление рыночной экономики, с которым приходится столкнуться каждому магазину сантехники. Возникает вопрос: конкуренция – это хорошо, или плохо? Что она нам дает? Ответ однозначный: она делает нас сильнее, лучше и толкает нас на новые достижения, а в рыночных отношениях разрушает монополию.
Добросовестная конкуренция – это честные и законные методы соперничества, не вступающие в противоречие с общепринятыми нормами ведения бизнеса:
- повышение качества товара;
- разработка маркетинговой стратегии и применение рекламы;
- снижение или увеличение цены;
- распродажи и акции;
- улучшение сервисного обслуживания.
- ассортимент – необходимо предоставить покупателю право выбора в матрице товара.
К примеру, открывается новый магазин сантехники. Подобных ему магазинов рядом нет, и он диктует покупателю цену, ассортимент, качество, отношение, сервис. Но проходит какое-то время и рядом вдруг появляется конкурент. Размеренная жизнь закончилась, хозяин магазина начинает думать, как ему теперь выделиться.
Предприниматели страшатся конкуренции и недолюбливают её. И все же, честная конкуренция – самая справедливая борьба, которая безошибочно определяет отстающих и тех, кто выбрал правильную стратегию.
Как противодействовать конкурентам, которые отбирают долю рынка?
Важно не забывать, что конкурент влияет на Ваш бизнес так же, как Вы влияете на него. Любой конкурент – это человек со своими слабостями, который не может быть сильным во всем и может совершать ошибки. Зачастую, главная ошибка, которую совершают конкуренты - это снижение цены (демпинг), и обсуждение этого снижения с поставщиком для получения более выгодной цены для себя.
Так как борьба отнимает силы, деньги и прочие ресурсы, то вступая в неё, Вы должны иметь максимум информации о конкуренте, которую можете получить. И никогда не недооценивайте своего противника.
Конкуренцию можно сравнить с движением автомобилей по многополосной дороге, где всегда найдется машина, которая будет двигаться впереди других. Первенство её зависит о многих факторов: мощность двигателя, навыки водителя, качество бензина и так далее. Так и в торговле – есть свои факторы, определяющие успешность бизнеса среди конкурентов.
Рассмотрим поэтапно пункты конкурентной борьбы в сравнении своей торговой точки с конкурентами:
Площадь магазина:
- Изучите торговую площадь конкурента и сравните с площадью своей торговой точки.
Ассортимент:
- Подумайте, как Вы сможете оценить выставку товара, допустим по десятибалльной шкале.
- Рассмотрите ассортимент и наличие или отсутствие в нём каких-либо конкретных товарных позиций.
- Проанализируйте ценовую политику. Какая наценка?
Персонал:
- Человеческий фактор: какая компетентность и коммуникабельность продавцов? Сколько их? Сколько всего человек работает помимо продавцов: кассиры, кладовщики и так далее.
Что касается человеческого фактора: требуется обучать продавцов своего магазина, как знаниям о товаре, так и по технике продаж.
Сервис:
- Как можно оценить сервис торговой точки? Как проводится работа с клиентами и как быстро решаются спорные вопросы?
- Транспорт и логистика. Есть ли доставка товара? Как быстро она осуществляется?
- Какое количество времени тратиться на обслуживание покупателей?
- Какие дополнительные услуги может предложить ваш магазин покупателю: оказание сантехнических услуг: сборка, установка, подключение приобретенной сантехники; бесплатное 3-D моделирование ванной комнаты; скидка на закупку товара для ИП и компаний, которые занимаются монтажом и обслуживанием сантехнического оборудования.
Конкуренты:
- Как у конкурента производится выгрузка товара от поставщиков?
- Изучите сайт конкурента (если он есть).
- Какое количество касс в торговой точке конкурента?
- Пообщайтесь с покупателями, которые посещали торговую точку конкурента. Как правило, от такого покупателя можно получить больше информации, чем пришлось бы её самому собирать по крупицам.
Вывод:
- Какие затраты требуются, чтобы обеспечить предыдущие пункты?
- Соберите всю полученную информацию в общую таблицу, проанализируйте её и подумайте: что Вы можете улучшить?
Необходимо выделить свой магазин постоянством и наличием ассортимента, вниманием продавцов и хорошим сервисом. Вы можете сами зайти в свою торговую точку как клиент и проанализировать ситуацию в магазине по выше перечисленным пунктам. Как будто это не ваш магазин и вы зашли в него в первый раз. Оценочный взгляд со стороны покажет вам точки роста.
Анализ, проведенный таким способом, поможет понять, что можно сделать лучше в своем магазине, чем это сделано в магазине конкурента.
Предыдущие статьи:
Как получить прибыль с каждого квадратного метра магазина сантехники