Найти тему
Мир металлоискателей

Моя древняя фибула

Вот не дает мне почему-то покоя мысль, что я никак не могу найти древнеримскую монету! Сколько раз уже копал в Испании, и все не идет мне в руки такая находка. Правда, некоторые из испанских поисковиков с большим стажем уверяют, что им тоже ни разу не доводилось выкапывать подобный раритет. Маркос внял моей просьбе, и мы поехали на прогулку с металлодетекторами и лопатами на очень перспективное место. Ну вы поняли...

Как всегда, из Мадрида мы стартовали с площади Испании, на этот раз в провинцию Толедо. Ехали минут сорок-пятьдесят. Перебрались через реку, проехали вдоль нее и спустились к пересохшему руслу. Остановились рядом с симпатичным, большим, не распаханным бугром, возвышающимся над руслом реки, за которым идут ровные ряды виноградной лозы. Виноград уже собрали, но кое-где висят целые грозди сладких спелых черных ягод, плотно облепленных осами, отогнать которых, впрочем, при некоторой сноровке не составило большого труда. Половина ягод в состоянии полу-изюма, часть — выгрызена осами до косточек. Ольга выбрала кисточку посимпатичнее, прогнала пару особо глубоко вгрызшихся в ягодную мякоть полосатых «конкуренток» и лопает самые крепкие ягодки. Ага, прямо грязными руками. Ну да, немытые. Не-а, ничего не будет! Что только в Испании с куста не лопано — сливы, инжир, миндаль — ни одной «осечки». Хороший климат и благоприятная экология. Зря, что ли, здесь даже римляне селились? Да, виноград сладчайший...

— Думаю, что здесь три дома стояло,– сказал Маркос.

Итак, древнеримское поселение! Мог ли я подумать всего несколько лет назад, что мне выпадет удача заниматься поиском в таком месте? Вот ведь... Собираем и настраиваем детекторы, по традиции фотографируемся на память и неспешно приступаем к делу. Под ногами — множество камней от разрушенных домов. Попадается много осколков керамики, некоторые даже с узорами. Первые три сигнала — какие-то медные кусочки и обломок из свинцово-оловянистого сплава. Прошло чуть больше десяти минут с начала поиска, и под катушкой моего Fisher F75 раздался четкий цветной сигнал. Аккуратно выкапываю и разглядываю находку. Фибула! Жаль, что не целая, но фибула! Бронзовая фибула, которая позже была атрибутирована как кельто-иберийская, латенская. Датируется 4–3 веками до н. э. Вот это да!!!

Историческая справка

-2

Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех изменениях формы и усовершенствованиях устройства в течение различных эпох общий их тип сохранился почти неизменным.

Составные части фибулы:

• Игла для скрепления одежды

• Иглодержатель — узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; удерживает иглу в данном ей положении и предохраняет от уколов

• Дужка, или корпус

• Пружина, соединяющая дужку с иглой

-3

Молча убираю артефакт в сумку для находок и продолжаю поиски. Долго ничего не попадается. Перебираюсь на виноградник. Ольга уже сделала там несколько интересных находок, в том числе пуговицу в форме креста и колечко. Но здесь мне не везет. Перешагиваю через проволоку, огораживающую виноградник, и снова обследую бугор. А вот и накладка на кожу, явно относящаяся к эпохе Древнего Рима!

Копаем здесь два часа, после чего Маркос предлагает перебраться на другое место. Но сначала мы едем пообедать к развалинам замка Ольмос.

На левом берегу реки Гвадаррама располагается цепь пологих холмов, которые имеют небольшие плато, пригодные для использования в качестве укрепленного поселения. На двух самых южных холмах, разделенных небольшой долиной, и располагались замок Ольмос и укрепленное поселение. Туда мы и направляемся.

Подъезжаем на машине к приличной высоты горе. Маркос говорит, что это археологический памятник и копать там нельзя. Машину оставляем у подножия, детекторы в машине, берем сумки со снедью и поднимаемся к развалинам замка.

Замок Ольмос и укрепленное поселение были построены между VIII и IX веками арабами в привилегированном месте, на вершине горы, откуда хорошо просматривается большая часть берегов Гвадаррамы и окрестностей Касаррубиос-дель-Монте (Толедо). Учитывая стратегически выгодное расположение, замок служил наблюдательным пунктом и «точкой отсчета» для всей прилегающей территории. Отсюда осуществлялся и контроль дороги, связывающей Толедо с Альто-де-Лос-Леонес (Сьерра-де-Гвадаррама) на противоположном берегу Гвадаррамы.

В 1074 году замок завоевал Альфонсо VI для Короны Кастилии. В 1114 году город — крепость Ольмос был передан в дар Ордену Святого Иоанна. Во времена Хуана II, во время гражданской войны, принц Энрике уничтожил замок почти полностью, чтобы вывести его из строя как пункт управления, который мог бы быть занят неприятелем.

Сейчас от замка осталась только построенная в XV веке башня высотой около 8 метров, которая ранее была, предположительно, более высокой, и стены высотой 2,5 метра.

Сохранившиеся части замка покрыты большими и глубокими трещинами. Осматриваем замок, фотографируемся и поднимаемся выше. В самом центре плато — охотничья засада, вокруг рассыпаны груды стреляных гильз от охотничьих ружей. Подходим к краю плато и наблюдаем разбегающихся в разные стороны многочисленных зайцев.

Копать здесь запрещено, однако ямок, указывающих на посещение места не признающими закон местными копателями, немало. Маркос возмущен и расстроен. Располагаемся на обед, неспешно поглощаем принесенные в сумках бутерброды и хурму. Затем спускаемся ниже и по перешейку переходим на соседний холм.

Везде осколки керамики, сплошь, толстыми слоями. По словам Маркоса, типично мусульманская — обливная, зеленоватая, римская — рыжая. Встречается и серая, не знаю, чья. Обследуем остатки стен города. Спускаемся к машине и переезжаем в другое место на распаханное поле.

Очень много заячьих нор, можно накидать полсотни Алис свободно. Зайцы вываливают жирные тушки буквально из-под ног и разлетаются в стороны серыми комками. Шастают какие-то куры типа фазанов, вообще не боятся, но сфотографировать их не успеваем. И снова на земле гильзы от охотничьих патронов — здесь охотников немало. Находки есть, но в основном XIX–XX веков. Моя самая интересная находка на этом поле — жетон ветеринарной клиники. Ходим до темноты, затем едем в Мостолес за Жанной и на ужин в старый мадридский ресторан...

Следующим утром идем пешком из гостиницы к Королевскому дворцу (он в пяти минутах ходьбы от нашего любимого отеля), некоторое время гуляем около него, а потом на обычном месте встречаемся с Маркосом. Едем в археологический парк Карранке. С 1983 года археологи ведут в Карранке раскопки, которые, по их мнению, откроют фундамент римской базилики конца IV века, самой ранней в Испании. Уже найдены руины римских вилл и храмовые фонтаны. Переходим по мосту через реку, покупаем билеты и оказываемся на территории парка. Как сказали сотрудники парка, русские здесь очень и очень редкие гости.

Сначала идем к развалинам римского дворца IV века н. э. Во времена вестготов дворец был преобразован в церковь, вокруг которой располагался огромный некрополь, насчитывающий более ста гробниц. Использовалось здание и в исламский период, а в христианском Средневековье здесь была образована церковь Святой Девы Марии де Абажо. Идем далее к руинам Мавзолея, возведенного для упокоения останков владельца виллы и членов его семьи.

Еще дальше под железной крышей располагается все, что осталось от громадных размеров виллы под названием Дом Матери. Здесь размещались спальня, столовая и зал для приемов. На полу — довольно хорошо сохранившиеся мозаики. Похожие видели пару лет назад на раскопках Дома хирурга в Римини. Долго рассматриваем и фотографируем. Затем заезжаем на часок на вчерашние виноградники. Сегодня находок намного меньше. Самая интересная из них — бронзовая пуговица, практически полностью идентичная российским пуговкам-гирькам, которую нашел Маркос. В пять часов выезжаем к месту нашего дальнейшего пребывания — так полюбившемуся нам старинному городу Толедо, где мы уже не чувствуем себя чужими.

А за древнеримской монетой, надеюсь, мы в скором времени еще вернемся.

Вадим Рыбаков (DOC)

Фотографии: Вадим Рыбаков,

Ольга Кузнецова, Маркос Симон

Альманах ДЕНЬГА №1 (15) / 2016