Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова был опубликован в 1928 году. Критика отнеслась к нему... никак. После единственной, весьма нейтральной, рецензии в "Вечерней Москве" – ни одного отклика даже от тех, кто по долгу службы, казалось бы, не должен отмалчиваться. Авторам впору было, подобно их герою Остапу Бендеру, вопросить: "Наши в городе есть?" Оказалось, есть. По поводу молчания рецензентов возмутился авторитетный государственный (тогда еще) деятель Николай Иванович Бухарин. Произведение он оценил очень высоко. А писатель Юрий Олеша об уровне "Двенадцати стульев" заявил: "Я считаю, что такого романа… вообще у нас не было". Появилось еще несколько позитивных отзывов, и только потом подтянулась официальная критика.
Зато киносудьба романа оказалась удачной. С 1933 года вышло два десятка фильмов, снятых на киностудиях разных стран. Правда часто картины снимались по мотивам. Иногда даже стулья по сюжету заменялись другими предметами. Нашим зрителям полюбились две экранизации – искрометная версия Леонида Гайдая (вышла в 1971 году) и элегантный вариант Марка Захарова (премьера 1976 года). Предлагаем вспомнить несколько ярких персонажей и актеров, их сыгравших.
Остап Бендер: Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов
История Бендера-Гомиашвили началась в театре грузинского города Поти, где актер поставил спектакль "Похождение Остапа Бендера", сыграв в нем не только великого комбинатора, а еще несколько ролей. Когда Леонид Гайдай начал поиск исполнителя в свой фильм, то собрал массу прекрасных артистов – претендовали Гафт, Высоцкий, Басов, Миронов, Ширвиндт, Евстигнеев и многие другие. Пробовался даже Муслим Магомаев. О Гомиашвили Гайдай узнал от ассистента (так предполагают). На взгляд артиста, пробы прошли неудачно. Он уехал. Однако через некоторое время получил приглашение в картину. К началу съемок Арчилу Гомиашвили было 44 года. Большую часть роли озвучил Юрий Саранцев. Песню от имени персонажа исполнил Валерий Золотухин.
Пробы Андрея Миронова на Остапа в фильм Гайдая были очень удачными. Наталья Воробьева (Эллочка) вспоминала – именно он придумал танец Людоедочки и Бендера. Танец потом вошел в картину. А Миронов нет. Говорят, что после "Бриллиантовой руки" Гайдай боялся повторения образа Козодоева в Бендере. Марк Захаров изначально задумал взять на роль "забракованного" артиста – без проб. Миронов сыграл роль в 35 лет.
Киса Воробьянинов: Сергей Филиппов и Анатолий Папанов
На роль Кисы Гайдай пробовал Ростислава Плятта и Анатолия Папанова. Об этом образе мечтал и Юрий Никулин. В итоге режиссер склонился к кандидатуре Сергея Филиппова. Однако к тому времени выяснилось – у артиста развивается опухоль мозга: болела голова, подводила память. Тем не менее Филиппов хотел сниматься, и Гайдай взял его в картину. Позже говорили – фильм спас артисту жизнь. К концу съемок наступило улучшение, а после операции Сергей Николаевич сам озвучил роль.
По аналогии с Бендером-Мироновым получил свою роль обделенный Гайдаем Анатолий Папанов. "...Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре" – рассказывал Марк Захаров.
Эллочка Щукина. Наталья Воробьева и Елена Шанина
Персонажу по имени Эллочка Гайдай уделял особое внимание. Он считал, что именно в сценах с ней главный герой раскрывает свою натуру. Среди 8 претенденток режиссер выбрал Наталью Воробьеву. Ей приходилось пробоваться со всеми "Остапами". Но актрису окончательно утвердили тогда, когда она ухватила гайдаевское описание характера "Людоедочки". Воробьева рассказывала: "Леонид Иович откинулся на спинку стула, мотнул головой, сделал неопределенное движение рукой, которая как бы прошла через волосы. Стеклянным взглядом посмотрел куда-то в сторону: "Поняла?" С этого момента роль пошла, а он мной уже больше не занимался".
Елена Шанина, сыгравшая Эллочку у Захарова, в 1975 году была принята в труппу Ленкома. Для роли ей пришлось значительно похудеть. За два месяца до проб она скинула 40 килограмм, а после еще 10.
Мадам Грицацуева. Наталья Крачковская и Лидия Федосеева-Шукшина
Мадам Грицацуеву в версии Гайдая могли сыграть Нонна Мордюкова или Галина Волчек. Пробы второй казались режиссеру более убедительными. Пока он не увидел Наталью Крачковскую, зашедшую на съемочную площадку к мужу –звукооператору Владимиру Крачковскому.
Роль "молодой, которая была не молода" Захаров отдал Лидии Федосеевой-Шукшиной. И снова без проб. Но ей нелегко дался этот комедийный образ. Она еще тяжело переживала уход из жизни Василия Шукшина, а в разгар съемок не стало и отца актрисы. Однако единственное послабление, которое попросила исполнительница, – не петь самой в сцене свадьбы.
Друзья, "12 стульев" в версии Марка Захарова – на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция". Приятного просмотра!
Читайте статьи о кино по ссылкам:
Юрий Васильев: 4 факта из жизни советского красавца
Персонажи "Анны Карениной" в разных экранизациях
4 образа булгаковской Маргариты в экранизациях романа
Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#актеры и роли #советское кино #двенадцать стульев #марк захаров #леонид гайдай