Найти в Дзене

МАМА

Помню, как спускались с высокого холма в Грозный. Серый, мрачный, весь в дыму он лежал перед нами. Вспоминались архивные кадры военного Сталинграда. Похожее мы увидели своими глазами. В нашем взводе служил солдатик. Русский, родом из Махачкалы. Он помнил Грозный еще ребенком. Здесь жила его бабушка и родная тетя. Сюда он часто приезжал на каникулы. Он вспоминал парк, в котором они гуляли, фонтан,

Помню, как спускались с высокого холма в Грозный. Серый, мрачный, весь в дыму он лежал перед нами. Вспоминались архивные кадры военного Сталинграда. Похожее мы увидели своими глазами. В нашем взводе служил солдатик. Русский, родом из Махачкалы. Он помнил Грозный еще ребенком. Здесь жила его бабушка и родная тетя. Сюда он часто приезжал на каникулы. Он вспоминал парк, в котором они гуляли, фонтан, где купался еще малышом. А через несколько дней, во время боев на центральном рынке, встретил, среди многочисленных беженцев, укрывшихся от войны в подвале этого здания, свою бабушку. Она была парализована и спустя некоторое время умерла, а его тете мы помогали всем возможным, пока находились рядом.

Каждый день гибли солдаты, офицеры. Когда темнело, их тела собирали в одно место и отправляли в тыл. Фамилии погибших в Рождество разведчиков я помню до сих пор: Большаков, Пономарев, Аушев… У нас сохранилась записная книжка Алексея Аушева, в которой он описывал происходящие события, обращаясь к маме. Он писал следующее: «Дорогая мама, ты всегда боялась, что я попаду на какую-нибудь войну…» Материнское чувство не подвело.

Было много раненных. Психическая усталость накопилась до такой степени, что мы искренне завидовали раненым, для которых: грязь, вши, постоянное чувство голода и тревоги должно было закончиться.

И вот наступил день отправки нашего эшелона домой. Это был конец мая 95 года. До Пскова добирались около шести суток. Поезд, расписанный всякими лозунгами, стал для нас вторым домом. Обогнув Москву, мы подъезжали к старинному городу Валдай. Поезд сделал короткую остановку и возле него увидели бегущую женщину. Кто-то сказал, что у нее погиб в Чечне сын. Фамилия ее была Аушева. И тут я вспомнил, что погибший разведчик именно с Валдая. Схватив из стопки тетрадей его записную книжку, я бросился к ней со словами: «Это тетрадь вашего сына». Она схватилась за меня, рыдая. Я обнял ее и не мог ничего произнести. Если честно, я не был знаком с ее сыном, но меня охватило чувство, что стою с близким человеком. Она была работником железной дороги и в громкоговоритель другая женщина, называя Аушеву по имени, говорила, что нужно отпускать поезд, а та все не могла от меня отцепиться. Здесь на нас обрушился сильный ливень, но и он не смог ее заставить расстаться со мной. Тот день надолго останется в моей памяти.

Механик водитель разведроты 234 гв пдп гвардии ефрейтор Аушев Алексей Анатольевич пал смертью храбрых 07.01.1995 г. при штурме центрального рынка г. Грозный. Награждён орденом Мужества (посмертно). Вечная память!!!