Найти в Дзене
TopAuto

Беспилотный автобус КАМАЗ идет в серию!

Презентация беспилотного автобуса КАМАЗ-1221 ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика) прошла 12 июня в Казани. Снабженная искусственным интеллектом электрическая машина способна ездить со скоростью 110 км/ч!
О беспилотной маршрутке, которую совместно разрабатывают НАМИ и КАМАЗ, «За рулем» рассказывал в 2016 году, а летом прошлого года на экспериментальной машине прокатился премьер-министр

Презентация беспилотного автобуса КАМАЗ-1221 ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика) прошла 12 июня в Казани. Снабженная искусственным интеллектом электрическая машина способна ездить со скоростью 110 км/ч!

О беспилотной маршрутке, которую совместно разрабатывают НАМИ и КАМАЗ, «За рулем» рассказывал в 2016 году, а летом прошлого года на экспериментальной машине прокатился премьер-министр Дмитрий Медведев. Теперь же в Казани разработчики показали прототип с обновленным дизайном, а протестировать его приехал президент Татарстана Рустам Минниханов. Пробная поездка проходила по закрытой огороженной территории: автобус проехал 650 метров по песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки со скоростью 10 км/ч, хотя его максимальная скорость составляет 110 км/ч. Увы, разгоняться быстрее пока нельзя, так как в России отсутствует законодательство, регулирующее движение беспилотного транспорта, и это, по словам разработчиков, главный сдерживающий фактор широкого распространения автономных машин.

Автобус КАМАЗ, напомним, не имеет руля и педалей, движение происходит исключительно в автономном режиме под контролем искусственного интеллекта. Кузов — это рама из алюминиевого сплава, обшитая композитными панелями. Пассажиры сидят в салоне друг напротив друга, допускается также ехать стоя.

Серийное производство этих автобусов, по словам заместителя гендиректора по развитию КАМАЗа Ирека Гумерова, которого цитирует ТАСС, может начаться в 2021–2022 годах. Первые серийные образцы будут эксплуатироваться на закрытых территориях с повышенными мерами безопасности, а на дороги общего пользования беспилотные автобусы КАМАЗ выйдут ориентировочно к 2030 году.

-2

Один такой уже есть. Да вот же он прямо перед вами – КамАЗ-1221 ШАТЛ, перспективная разработка электрической беспилотной маршрутки, созданной совместными потугами КамАЗа, НАМИ и «Яндекса».

-3

Прогресс, конечно, идет семимильными шагами. Всего четыре года назад проект ШАТЛ (для тех кто не понял это аббревиатура – Широко Адаптивная Транспортная Логистика) под фанфары и хлопки бутылок с шампанским продемонстрировали на Московском Международном автошоу. Прошло каких-то четыре года и КамАЗ-1221 из неездового макета превратился в ездовой прототип! Как тебе такое, Илон?!

Но отставить шутки за тридцать. Концепция ШАТЛа и впрямь довольно интересная. И мы сейчас не про дизайн, не про технику, а именно про эксплуатационную концепцию. Дело в том, что КАМАЗ-1221 задумывался как маршрутка, которую не нужно перехватывать на остановке общественного транспорта. В реальности “Широко Адаптивной Транспортной Логистики” все работает иначе.

-4

В интернете указываете свой адрес и место куда собираетесь ехать – скорее всего это будет перехватывающая парковка у метро «Анино» – и отсылаете запрос. Облачный сервис (вот где понадобился опыт и технологии «Яндекса») анализирует схожие запросы и формирует маршрут. В итоге ШАТЛ подъезжает прямо к вашему подъезду, а на вашем смартфоне появляется оповещение: “Вас ожидает черный КамАЗ”.

Было бы, конечно, здорово если разномастную армию малосимпатичных маршруток заменили такими холеными красавцами как КамАЗ ШАТЛ: со светодиодными фарами, раздвижными дверьми и композитными панелями кузова. Только не удивляйтесь, что когда двери торжественно распахнутся все места уже будут заняты. По-крайней мере сидячие места. Впрочем, в отличии от многих других маршруток здесь разрешается ездить стоя. Габариты ШАТЛа такие, что даже человек ростом под 1 м 90 см с комфортом встанет, не склонив головы. Звучит странно, но как конкурентное преимущество сойдет.

А вот место водителя в этой маршрутке не предусмотрено в принципе.”КамАЗ-1221” задуман как стопроцентный беспилотник, а значит придется полагаться на радары, лидары и камеры, которые сами решают когда разгоняться, когда тормозить, а когда поворачивать.

-5

Здесь-то мы и подходим к главному противоречию. Причем не только мы, но и разработчики футуристичной маршруточки. Зачем вообще создавать автомобиль, который в принципе не может быть выпущен на дороги общего пользования?! Впрочем, в КамАЗе надеются, что году этак к 2030-му юристам удастся выработать правовой базис, разрешающий машинам без водителя ездить по улицам. Если, конечно, к тому времени человечество не двинет кони от коронавируса…

Ну а пока создателям ШАТЛа есть чем заняться. Например, крайне желательно где-то наскрести несколько миллиардов рублей необходимые для запуска проекта в серию. Не помешает и отлов багов в конструкции. Косяков у этого КАМАЗа, если честно, более чем достаточно. Тем не менее, поближе познакомившись и даже поездив на «Широко Адаптивной Транспортной Логистике», мы остались под впечатлением.

Нет, конечно, «Тесла» может спать спокойно (по-крайней мере до 2030 года), но здорово уже то, что наши родные доморощенные инженеры смотрят на календаре немного дальше дня следующей зарплаты. И порой стремление предвосхитить будущее приносит интригующие результаты. Теперь главное, чтобы проект довели до ума.

Как думаете получится или нет?

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12