Почему-то есть твёрдая уверенность, что вы прекрасно знаете кто такой Леонид Парфенов. В своё время он регулярно мелькал на телевидении. При этом не просто мелькал, а вызывал неподдельный интерес к тому, что делал. Его проект «Намедни», пожалуй, одна из самых ярких передач отечественных СМИ. Если вы не видели эту передачу, то значит, у вас не было телевизора в начале 00-х. Передачу смотрели и ностальгирующие по прошедшим временам взрослые дяди и тёти и юноши с девушками тогда ещё не родившиеся.
Собственно проект настолько полюбился зрителям, что был даже выпущен на дисках и соответственно выложен в интернет. Где-то году в 2005 у нас с другом была привычка брать большой пакет семечек, включать диск с выпусками этого проекта и вдумчиво смотреть.
Нравилось решительно всё. И манера подачи материала, и как снято, и тембр голоса. Я, честно говоря, и до сих пор считаю Парфенова того периода очень талантливым и хорошим ведущим. В нём не было никакого надрыва, которым к примеру, грешил Невзоров. Впрочем, и его я тоже считаю неплохим журналистом. Однако речь о Парфенове, так вот с чего же всё началось?
А началось всё в Череповце, где Леонид Геннадьевич родился и делал свои первые шаги в журналистике. Печатался он с юности. Огонёк, Красная звезда, Правда, всё это было в его послужном списке. Естественно встав на стезю журналистики, он и поступил на соответствующий факультет. По окончанию вернулся в Череповец и устроился работать на местное телевидение.
Забавно, но факт. Будучи человеком разносторонним он и познакомил в своё время барда Александра Башлачева с Артемием Троицким. Знакомство сыграло впоследствии важную роль в короткой жизни барда. Предположу, что не случись той встречи мы бы и не узнали о существовании Башлачева.
Позволю себе здесь такое небольшое отступление. Так вот можно как угодно относиться к политическим воззрениям Троицкого или Парфенова. Но тот факт, что в 80-х они сделали немало для русского рока отрицать нельзя. И когда сейчас кто-то хвалит группу Кино или ДДТ, параллельно ругая Троицкого, он должен понимать, что когда-то это были ребята с одной грядки. И делить по сортам их не получится.
В начале 90-х Парфенов, наконец, расстался со своей провинцией и перебрался в Москву. Работать теперь он стал уже на федеральном телевидении. За то пёстрое десятилетие он много чем отличился. Последнее в своей жизни интервью Евгений Леонов давал ему. Он же брал то самое интервью у Богдана Титомира где была сказана крылатая фраза о том, что пипл хавает.
Вместе с Эрнстом был автором прекрасного новогоднего выпуска Старых песен о главном. Да-да. Это была, в том числе и его работа. С моей точки зрения это последнее новогоднее шоу, которое вызвало настоящий интерес у зрителей. Все, что было позже, включали как фон и вряд ли пристально смотрели.
Работоспособности журналиста Парфёнова в тот временной отрезок можно позавидовать. Он сидел в жюри КВН, и под его же руководством снималась знаменитая передача «Про это». Но самое важное с моей точки зрения, что он сделал за свою карьеру это, конечно же, передача «Намедни». Ничего подобного на моей памяти не было ни до, ни после. То есть аналоги-то найти можно, но что бы передача вызывала такой интерес и отклик у зрителя вряд ли.
Параллельно со всем этим были какие-то скандалы с руководством НТВ. И в итоге последовало даже увольнение. Но будучи весьма известным человеком, Парфенов быстро нашёл себе работу уже на Первом канале. Занятно, что кроме его великолепного проекта «Хребет России» я толком ничего и не могу вспомнить из того периода. Как-то постепенно он то ли стал терять хватку, то ли вообще интерес к телевидению. Единственное, что отчётливо помню это какую-то передачу, где он готовил. Готовил в смысле еду. Видеть его в таком амплуа было непривычно. Но как называлась та передача я так и не смог вспомнить. Зато я очень хорошо помню, как увидел в магазине его книгу «Намедни». Это было огромное и невероятно дорогое издание, состоявшее из нескольких томов. Увы, но я так и не осилил приобрести эти его сочинения по нашей недавней истории.
И вот судя по всему это было последнее яркое проявление его журналистского таланта. Всё что делал дальше Леонид Геннадьевич, прошло как-то мимо меня. Однако примерно с год назад мне попался выпуск его передачи в интернете. Предвкушая что-то необычное, я уселся смотреть, и к своему удивлению был разочарован. Перед зрителями сидел постаревший и уставший человек. Он что-то пил и невнятно рассказывал. От былой магии ведущего не осталось ничего.
И я до сих пор не могу понять, как же так вышло? Один из лучших журналистов страны вдруг стал делать откровенно скучный контент. Его словно подменили. Что на него так повлияло, не знаю. То ли излишняя возня с политикой, то ли годы взяли своё, но я вынужден констатировать факт, что сегодня Парфёнова если и вспоминают, то в контексте его предыдущей передачи и былых заслуг. И, в общем-то, если снимать сегодня выпуски «Намедни» о начале нулевых годов, то без Парфёнова их представить не получится.
Так незаметно один из главных журналистов новой России вдруг стал сам персонажем собственной передачи. Грустно ли мне от этого? Скорее да чем нет. Ведь ему на смену толком-то никто и не пришёл. Его исторические передачи были интересными, а сегодня такое почему-то никто и не делает. При этом нельзя сказать, что на подобные темы нет запроса в обществе. Есть, но формула, что спрос рождает предложение, не сработала. От этого немного грустно. Но мир не стоит на месте. И наверняка кто-то уже лет через 20 будет так же вспоминать тех людей, которые сегодня считаются столпами современной журналистики.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.