Ответ на этот вопрос очевиден для одних, но других способен, наверное, поставить в тупик. Первые, вероятно, скажут, что Grand Funk Railroad - безусловно одни из основателей того, что принято называть термином "хард-рок", но найдутся многие, кто спросят - а кто это вообще такие?
Мне в чем-то повезло общаться с людьми с хорошим кругозором в плане музыки, и когда у меня прошла первая закономерная эйфория от музыки Black Sabbath и Deep Purple я был ознакомлен и с американским вариантом хард-рока. Первое, что услышал - альбом On Time, а после - The Red Album. Мне сообщили сразу, что это были самые сильные конкуренты английским хард-роковым монстрам за океаном, так что я слушал внимательно, пытаясь понять.
Честно скажу, что в тот момент я был в немалом замешательстве и больше всего боялся закономерного вопроса, которым меломаны обычно завершают любое прослушивание чего-то нового:"Ну как?"
А я не знал что сказать. У меня было ощущение, что мне нужно всю голову переформатировать, полностью изменить восприятие, чтобы проникнуться и понять - что же нашли многочисленные поклонники на стыке 60-ых и 70-ых в игре и музыке этого бесшабашного трио, что она стала настолько популярной? Даже не так....я слышал, что это звучит классно, но...почему это - хард-рок?
Отторжения не было, нет. Просто я, видимо, ждал чего-то другого, более привычного. Доминирования риффов, в первую очередь. Я уже приготовился сравнивать риффы Пейджа и Блэкмора с новой группой, но...Это было совсем другое звучание.
У большинства из нас устоявшееся понимание хард-рока. К нашему времени, на мой взгляд, он стал достаточно шаблонным. Однако в конце 60-ых ситуация была другой, и то, что тогда воспринималось как "тяжелый рок" значительно отличается от того, что под этим термином подразумевается сегодня. Если попытаться досконально точно ответить на вопрос в заголовке статьи, то ответ будет с научной точки зрения отрицательным - нет, Grand Funk не были основателями. Абсолютно так же как и всеми нами любимая троица Led Zeppelin - Deep Purple - Black Sabbath. Строго говоря, все эти группы - не основатели тяжелого рока.Это отдельный любопытный вопрос, кто были первыми( это тема для отдельной статьи), достаточно сказать, что раньше вышеназванных были The Who, Kinks, Cream, Джимми Хендрикс, Iron Butterfly и даже The Beatles! Список отнюдь не полный, конечно. Так вот, для того, чтобы понять, почему Grand Funk считались "тяжелой" группой нужно, мне кажется, для начала окунуться в то время и сопоставить их музыку с тем, что было привычно для ушей меломана образца 1968-69 гг.
Так вот, на фоне музыки своего времени Grand Funk действительно звучали революционно и в первую очередь обращает на себя внимание подача! Говоря проще можно сказать что эти трое "жарили от души". Это не было похоже на английский вариант хард-рока, что в свое время и привело меня в замешательство. Я пытался "зацепиться", искал в музыке привычные гитарные риффы, но их было куда меньше, чем я ожидал, а те, которые были - были совершенно иного характера. Возможно, верно многие считают Grand Funk крайне экспрессивной версией блюз-рока, которая скорее стоит на одной линейке с Cream, чем с Black Sabbath и Deep Purple.
Упругий бас с легким перегрузом, активная игра барабанщика, очень свободное пение и внезапные шквальные "запилы" Марка Фарнера - это было нечто из другого, четвертого измерения. Обескураживала и манера продюсирования музыки на ранних дисках, которая казалась устаревшей - разнести ударные и гитару в разные каналы, а на первый план вынести бас.Пусть для конца 60-ых это было в порядке вещей, но в моем тогдашнем восприятии слушалось как архаика.
Но это мое личное восприятие из начала 90-ых. В конце 60-ых музыка трио на самом деле звучала экспрессивно, энергично, "тяжело". "Тяжесть" может быть совершенно разной, даже полностью акустическая вещь может быть "тяжелой", а у Марка Фарнера и компании точно был свой вариант "тяжелого саунда", и очень успешный, иначе группа не завоевала бы в короткие сроки души тысяч поклонников и не штамповала бы один за другим золотые и платиновые альбомы.
Встречались мнения о том, что Grand Funk Railroad не только создали свой вариант "тяжелого звука", но и более того - стали первыми из групп, которые вывели хард-рок на новую орбиту, имея в виду Led Zeppelin и Black Sabbath.Якобы, американцы опередили тогда всех. На самом деле, на первых двух релизах группы можно найти такие знакомые любому ценителю классического харда названия, как Heartbreaker или, скажем Paranoid. А вдруг, действительно, Grand Funk были первыми, а Zeppelin и остальные уже потянулись за ними?
Что ж, можно просто сопоставить даты выпуска альбомов, для начала. Дебютный Led Zeppelin записан в октябре 1968 года и выпущен в январе 1969 года, первый альбом Grand Funk выпущен в августе 1969 года, но слава к группе пришла еще позже, с выпуском The Red Album. Так что - очень вряд ли было какое-то влияние, тем более, что Пейдж и Ко много лет указывали совершенно иные источники вдохновения при создании дебютного диска, и они достаточно хорошо изучены и известны. Думаю, что и название известного хита - Heartbraker никак не связано с аналогичной песней американского трио.
Что касается Paranoid, который у большинства ассоциируется с известнейшим хитом Black Sabbath, то у Grand Funk имеется свой собственный, и вот тут сложнее - песня вышла на втором альбоме в декабре 1969 года, а диск Sabbath - уже в следующем, 1970-ом году. Да и само слово, очень уж специфическое. Музыканты Sabbath рассказывали, что придумали его сами, но...кто знает. Так что поставлю тут знак вопроса, может быть меломаны со стажем прояснят что-нибудь на эту тему?
Вообще, на самом деле все эти выяснения о первенстве мне сегодня не кажутся такими уж важными, разве что из любопытства.Намного важнее, что в то время наряду с известными по "нашу сторону океана" группами параллельно работала и развивалась мощная и самобытная команда, о которой отнюдь не все знают, ввиду нашей привычной "евро-ориентированности" и любви к британскому хард-року. Свой весомый вклад в развитие экспрессивной и "тяжелой" музыки они, безусловно, внесли и, хотя, на мой вкус - это только всего лишь одно из многих достижений этой отличной группы.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!