Казалось бы, столь реакционный заголовок обещает поиски разоблачений на разоблачителя. Зарубежных спонсоров протеста искать не будем. Посмотрим, сколько денег потеряли люди, и как издержки касаются каждого из нас?
Оговоримся сразу, давать политические оценки произошедшему-не буду. Выходить или не выходить-выбор каждого. Мы посмотрим, сколько стоит этот выбор в денежном выражении.
Протест был почти мирный, соответственно случая повреждения чужого имущества умещаются на пальцах одной руки. Исключения были, но они подтвердили правило.
Кто-то может сказать, что отсутствие масштабных погромов, не позволяет оценить цену недавних волнений. Впрочем, такая постановка вопроса означает лишь слишком узкое понимание слова «потери».
Расширив категорию «потери», на ум сразу приходит упущенная выгода. Так именуются денежные средства, которые не были заработаны. Таким образом, посетив митинг люди сократили свое рабочее время, а, следовательно, и заработок.
Теоретически, упущенная выгода считается просто-надо умножить время митинга на стоимость рабочего времени. При попытке подсчёта возникает большое количество вопросов: как считать собственное время митинга, дороги на него, как учитывать время особо одарённых, которые прошли «упаковку», «усушку» утряску и лишь затем – обратную дорогу.
На первый взгляд, стоимость рабочего времени более понятная величина. Есть уровень минимальной оплаты труда, федеральными нормами он установлен в районе 12 тысяч рублей. Этот уровень минимальной оплаты при полном графике-40 часов в неделю.
Теперь составляем пропорцию и высчитываем стоимость. Но не так все просто, во-первых, в разных регионах действуют свои МРОТ, которые могут значительно, отличатся. Вдобавок, такая схема подсчета игнорирует простой инфраструктуры и других людей. Проще говоря, такая схема позволила бы прикинуть издержки только тех, кто вышел.
..Но в том-то и парадокс, что выходят одни, а платить приходится всем. Как правило, акции проходили в центре городов, именно там сконцентрировано большое количество торговых центров и пунктов общепита. Акции парализовали центр города, и выручка предпринимателей сократилась. Им впору не жертвовать свои кровные на лечение «таких, как Берлинский пациент», а готовить против них коллективные иски, чтоб пытаться взыскать упущенную выгоду.
Оказалась забыта главная величина-численность протестующих. «Правильного» значения нет, кто говорит было 2,5 тысячи, кто более 250. Понятно, что подобные различия идеологически обусловлены. Истина, наверное, где-то посередине, но где конкретно? Именно отсутствие внятного ответа на этот вопрос не позволяет даже мечтать о правильном подсчете.
В завершении, вновь появляется, классический вопрос: что делать?
Ответом будет выбор.
И у каждого он свой. Кто-то сделает его осознано, в избирательном пункте ручкой, опираясь на логику и программу своего кандидата. Другие поддержат тех, у кого программы нет. Надеюсь, они сделают это осознанно и законным способом.
А какой выбор сделаете вы?
Автор Кирилл Бобков.