Искусство или любовь: трагедия художника Джона Рёскина

3,4K прочитали
Джон Рёскин, Автопортрет, акварель, 47,6 х 31,1 см, 1875 г.
Джон Рёскин, Автопортрет, акварель, 47,6 х 31,1 см, 1875 г.

Человек — существо особое. Обладая бессмертной душой, имея способности творца, мы заперты в тленном теле и подчиняемся законам временной плоти.

И находясь между землёй и небом так легко нарушить эту гармонию, преждевременно устремившись вверх, споткнуться, не посмотрев под ноги!
Примером этому служит биография Джона Рёскина (1819-1900).

Счастливая юность и выбор дела жизни

Джон Рёскин вырос в семье, где были созданы все условия для воспитания высоких чувств и широкого кругозора. Его родители были набожны, разбирались в искусстве и имели хороший достаток. С юности Джон много ездил по миру и вёл дневники своих путешествий, где обязательно фиксировал особенности ландшафта и геологии посещаемых стран. Он был пытлив, трудолюбив и не испытывал материальных трудностей. Отец хотел, чтобы Джон стал епископом, однако увлечение сына искусством тоже поддерживал.

Назвать Рёскина художником или искусствоведом будет недостаточно, он известен и как поэт, литературный критик и высказывался по остросоциальным вопросам. Как бы сейчас сказали, Рёскин был общественным деятелем.

Джон Рёскин проявил себя весьма прозорливым критиком, поддержавшим движение прерафаэлитов, которые задолго до импрессионистов попытались ввести практику натурного рисования в устоявшуюся традицию работы по шаблонам и образцам. Рёскин один из немногих поддержал Уильяма Тёрнера и ещё в студенческое время тратил треть своего содержания на приобретение работ прогрессивного живописца. Если долго не распространяться о личности Тёрнера, достаточно вспомнить, что он предпринимал путешествие по воде в шторм, чтобы почувствовать опасное природное явление изнутри. И это в викторианскую эпоху, когда казалось, что все живописные приёмы были открыты и приняли устойчивую форму!

Однако в земных делах Рёскин не преуспел, и его брак стал притчей для злых языков и предметом художественного осмысления в литературе. Эта тема требует деликатности, поскольку идеализм Джона Рёскина сделал его несчастным в любви. Сплетники приписывают художнику дурные наклонности, но давайте обо всём по порядку.

Личная трагедия

Джон Эверетт Милле, портрет Эффи Грей, 1851 г.
Джон Эверетт Милле, портрет Эффи Грей, 1851 г.

В возрасте 29 лет Джон Рёскин женился на Эффи Грей, которой на тот момент исполнилось 19. Брак заключили обдуманно, спустя два года ухаживаний, также было получено одобрение родителей с обеих сторон. Несмотря на это союз удачным не стал. Так подробно изучавший наготу природы Рёскин воображал женское тело подобным мраморным статуям, поэтому вид обычной земной женщины его не впечатлил. Возможно, в воспитании Джона высшее благочестие преподносилось как отсутствие плотских порывов, и поэтому братские отношения Джона и Эффи распались спустя пять лет. Закон остался на стороне супруги Рёскина: даже строгие викторианские нравы допускали развод при невозможности консуммации брака.

Джон Эверетт Милле, портрет Джона Рёскина, 1854 г.
Джон Эверетт Милле, портрет Джона Рёскина, 1854 г.

Дальше было ещё печальнее. Эффи Грей вышла замуж за протеже Рёскина Джона Эверетта Милле и принялась рожать ему наследников. Милле был вынужден зарабатывать на большую семью, стал писать коммерческие вещи и этим расстроил своего наставника даже больше, чем когда женился на Эффи.

Джону Рёскину стукнуло сорок, когда он влюбился снова. Эта влюблённость не имела надежд, поскольку его избранница Роза ла Туш была ещё ребенком, ей едва исполнилось 11 лет. Однако дождавшись совершеннолетия избранницы, Рёскин попросил её руки. Растерянные родители обратились за рекомендацией к Эффи Грей, после чего Рёскин получил отказ.

Джон Рёскин, портрет Роза ла Туш, 1862 г. (здесь ей 14 лет)
Джон Рёскин, портрет Роза ла Туш, 1862 г. (здесь ей 14 лет)

Но судя по всему, Роза по своему мировоззрению действительно подходила Джону: спустя десять лет она скончалась от чрезмерного поста и нервного истощения. А после её смерти Рёскин пережил первый эпизод психического расстройства.

Общественная деятельность

Когда Джон Рёскин стал преподавателем Оксфорда, то ввёл практику научного рисования для пейзажистов и всячески поддерживал внедрение практики с натуры. Он собрал для студентов большую коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях.

В то же время теория искусства подсказала Рёскину идеи преобразования общества в целом. Он критиковал капиталистическое общество, проповедовал социальную помощь людям преклонного возраста и требовал реформ в образовании. Рёскин прозревал проблемы, которые впоследствии принесли автоматизация труда и расслоение общества. Как человек, не видевший в юности смерти и нищеты, он был потрясён предвидением экологических катастроф. Последние пять лет жизни Джон Рёскин провёл в уединении.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

5 фактов об акварелисте Уильяме Тёрнере

5 фильмов о великих художниках: одним мастерством художник не исчерпывается!