Найти тему
Томская неделя

Экобомба вместо полигона

Оглавление

На городском полигоне ТБО с 2012 года мусор вываливается просто на неподготовленную землю, что неминуемо ведет к тотальному загрязнению окружающей среды

Не будет преувеличением сказать, что мусорная тема в наступившем 2021 г. станет важнейшей составляющей общественной и политической жизни Томска и области. В этом году, согласно последним постановлениям правительства РФ, в регионе необходимо будет начать переход на сортировку и утилизацию мусора. Для этого в области нужна новая инфраструктура обращения с отходами. Положение осложняется тем, что уже сегодня городской мусор просто некуда девать.

Не удивляет количество противоречивых заявлений областных и муниципальных властей, судов, мусорных протестов, «сливов информации». Значительная часть статей и заявлений на эту тему не только не проливают свет, а наоборот, еще больше запутывают томичей. Почему это делается? К примеру, с какой целью многоуважаемый и старейший депутат городской думы Василий Еремин поднимает тему маленького полигона ТБО около с. Нелюбино, но при этом замалчивает ситуацию, которая сложилась вокруг городского полигона ТБО в районе Сурово-Сухоречье? Именно сюда с нарушением всех санитарно-эпидемиологических и экологических требований вывозится весь мусор города и Томского района.

«Молчание ягнят»

Нам видится, что для томичей и жителей Томского района было бы гораздо важнее, если бы ресурс «Пресснадзор» и благотворительный фонд «Человек и закон» начали собственное расследование в отношении как раз городского полигона ТБО. Может быть, оно помогло бы районной и областной прокуратуре, Росприроднадзору и Роспотребнадзору провести проверку бурной деятельности УМП «Спецавтохозяйство» на городском полигоне, а также отдельных чиновников мэрии (настоящих и бывших), являющихся главными «мусорными реформаторами» Томска?

Достаточно вспомнить: в 2013 г. директором САХА Николаем Чаринцевым из Швеции за немалые деньги было привезено оборудование для станции перегрузки. Курирующий данное направление заместитель мэра Томска Александр Цымбалюк объявил конкурс на проектирование строительства данного объекта. На это были выделены средства из бюджета города. Вопрос: где сейчас то самое шведское оборудование и где построенный объект?.. В 2016 г. по указанию того же Цымбалюка был объявлен конкурс на строительство новой рабочей карты полигона, опять же за счет городского бюджета. Вопрос: получается, что деньги на десятки миллионов освоены, а где же обещанная новая рабочая карта? И почему все об этом молчат?!

-2

Полигона… нет?

Мы пригласили в нашу редакцию президента Ассоциации производителей и переработчиков отходов Ивана Булатова и попросили его прокомментировать ситуацию по эксплуатации мусорных полигонов в с. Нелюбино и в районе Сурово-Сухоречье.

Все привыкли, что территория в районе Сурово-Сухоречье, уже десять лет используемая в качестве полигона ТБО, и есть не что иное, как полигон. Однако на поверку становится понятно, что это не так.

— На сегодняшний день на городском полигоне существует единственная рабочая карта по захоронения ТКО, введенная в эксплуатацию еще в 2008 году, — поясняет Булатов. — В 2012 году она уже была переполнена. И с тех пор других объектов на данном земельном участке в эксплуатацию не вводилось. Соответственно, с 2012 года мусор вываливается просто на землю, что уверенно ведет к загрязнению почвы и ближайших водоемов через попадание фильтрата в подземные воды. Если ситуацию оставить без изменений, эта экологическая бомба может рвануть в любой момент.

Что же касается полигона ТБО в с. Нелюбино то, известно, что он уже больше года не принимает никакого мусора, а занимается устранением нарушений по требованиям суда.

Вместо лицензии «филькина грамота»

Чтобы иметь право обращаться с бытовыми отходами, следует получить лицензию. Каким-то чудесным образом Росприроднадзор выдал такую лицензию УМП «Спецавтохозяйство».

— В связи с этим фактом встает ряд вопросов, — резюмирует И. Булатов. — Дело в том, что в лицензии, выданной «Спецавтохозяйству», указан априори несуществующий юридический адрес. Звучит он следующим образом: «с. Сурово-Сухоречье, полигон ТБО». Но села Сурово-Сухоречье просто нет в природе и не было никогда! Есть деревня Сухоречье. Получается, та лицензия, что имеется у «Спецавтохозяйства» — просто «филькина грамота»? Ведь, согласно действующему ФЗ, одним из основных требований выдачи лицензии является указание адреса места осуществления фактической деятельности. Как же УМП осуществляет деятельность по не существующему адресу?

-3

Как всегда, никто ни в чем не виноват

Если в настоящий момент на публичной карте Томской области замерить площадь земельного участка в Сурово-Сухоречье, заваленного мусором, то общая площадь составит порядка 12 гектаров. Об этом есть нотариально заверенные данные с использованием спутниковых замеров. При этом площадь рабочей карты полигона составляла всего около 3,5 гектаров. Эту рабочую карту планировалось использовать в течение 2-3 лет, однако используется она уже десять лет.

— Получается, что сегодня весь город складирует мусор в чистом поле, — заключает Булатов. — Знаете, исторически так сложилось, что в небольших деревнях, куда так и не дошел ни один из региональных операторов, всегда есть овраг, в который люди и выбрасывают мусор. Так получается и здесь. Только в данном случае масштабы совершенно другие: пагубное воздействие от нетехнологичного складирования отходов получает не только данный земельный участок, но и в целом окружающая среда.

Де-факто и де-юре

Итак, что мы имеем на сегодня? Площадь, выделенная под полигон ТБО в Сурово-Сухоречье, составляет 89,27 гектара. На этих почти девяноста гектарах земли должны располагаться различные объекты инфраструктуры, необходимые для работы полигона, а также рабочие карты, построенные по проекту. В наличии одна рабочая карта, дорога, мачты освещения и горы мусора по всей территории. И чья это ответственность?

Полигоны ТБО всегда наносят вред экологии, вопрос только в его степени. Понятно, что в случае эксплуатации полигона без соблюдения требований регламентирующих документов вреда будет значительно больше. Когда мусор складируется не на специально подготовленные участки, фильтрат от гниющих отходов, просачиваясь в землю, разносится повсеместно. В итоге на сегодняшний день в пределах Томской области мы имеем фактически биологическое оружие замедленного действия. Когда оно рванет? И кто будет отвечать за накопленный экологический вред, если в Томской области в рамках системы обращения с отходами построена классическая схема безответственности — причем, как исполнителей, так и уполномоченных надзорных органов в сфере обращения с отходами?

P.S. Интересное наблюдение: Александр Цымбалюк работал заместителем мэра города, сдавал хорошие имущественные декларации, а уйдя из мэрии, вдруг стал одним из учредителей компании — регионального оператора «АБФ Логистик» Николая Чаринцева… Похоже, мусорная реформа продолжается при помощи освоения денег населения и городского бюджета посредством бедного УМП «Спецавтохозяйство».

Ева Маденова