В 313 году римский император Константин подписал Миланский эдикт, согласно которому христианство приобрело статус государственной религии. Ранее гонимые христиане больше не прячутся в катакомбах. Постепенно начинает складываться христианское искусство, которое ориентируется на античность и многое от него перенимает. Так произошло и с изображениями жестов святых, которые были заимствованы у античных ораторов.
Безымянный и большой пальцы сомкнуты, остальные прямые. В античном ораторском искусстве это означало начало речи. На иконах с таким жестом на правой руке чаще всего изображают Иисуса Христа. В левой руке Он держит Евангелие, что означает начало проповеди.
Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные прижаты к ладони. Сложенные так пальцы означали прямую речь оратора. На иконах с таким жестом изображают Спасителя. Христос таким образом говорит со смотрящим на него человеком.
Мизинец и указательный пальцы подняты вверх, остальные прижаты к ладони. У античных ораторов этот жест говорил о том, чтобы в данный момент на его речь обратили особое внимание. На иконах Спаситель этим жестом правой руки указывает чаще всего на открытое Евангелие, чтобы верующие обратили внимание на конкретное место в Писании. С таким жестом могут быть изображены и другие святые, держащие в левой руке священные тексты.
Указательный палец поднят вверх. Этот жест использовался ораторами, чтобы заострить внимание на важном моменте. Также он применялся для осуждения. На иконах с таким жестом изображают обвинителей Христа и пророков, пришедших обличать народ. На иконах «Омовения ног» Петр указательным пальцем правой руки показывает на свою голову, а пальцем левой руки – на ноги. «Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10).
Данный жест означает благословление именем Христа. Пальцы правой руки сложены таким образом, что получаются первые и последние буквы имени Иисуса Христа. Каждый палец изображает букву греческого алфавита, что составляет монограмму IC XC (указательный – I , средний – C , большой с безымянным составляет X , мизинец – C ). Так благословляют епископы и священники. Именославное благословение распространено на иконах и изображается не только у Спасителя, но и у святых.
Поднятые ладони вверх. Этот жест под названием «оранта» переводится с латинского как «молящаяся». Орантой также называют отдельный иконографический тип изображения Богоматери, которая является заступницей и молитвенницей за грешников перед Богом. Первые изображения орант известны из катакомбной живописи, где в позе моления изображали умерших христиан. Оранту в Византии было принято изображать в конхах апсид.
Правая рука прижата к сердцу. Этот жест означает, что святой много времени провел в сердечной молитве Богу.
Руки, скрещенные на груди. Этот жест означает, что при жизни святой претерпел множество испытаний, безропотно нес свой крест и был верным Христу.
Открытая ладонь означает то, что на иконе изображен праведник, помыслы которого чисты и в них нет никакого лукавства.
Рука, протянутая вперед, означает мольбу и просьбу. Так изображают святых, стоящих перед Христом или Богоматерью и просящих защиты.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь на мой канал об искусстве . Также читайте мой телеграм-канал .