Найти тему

Вагоны Аммендорф. Как уходит эпоха легендарных вагонов СССР

Пассажирские вагоны производства ГДР(Германская Демократическая Республика) заводом "Аммендорф" впервые появились в Советском Союзе в 1948 году.

Фото из буклета о производимой продукции Вагоностроительного завода "Аммендорф" (VEB Waggonbau Ammendorf) 1972 года. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=10026
Фото из буклета о производимой продукции Вагоностроительного завода "Аммендорф" (VEB Waggonbau Ammendorf) 1972 года. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=10026

Вагоны Аммендорф отличались своей надежностью и долговечностью. Учитывая размеры Советского государства и протяженность железных дорог, вагонную продукцию будущих подвижных составов необходимо было выпускать, обладающей ремонтопригодностью, при этом, уход требовался в минимальном объёме.

Интересный факт!

Для изготовления вагонов данного типа применялись материалы, отличающиеся хорошими теплоизоляционными свойствами. В продукции, следующей на территорию Советского Союза, в вагонных оконных рамах отсутствовал алюминий, так как при низких температурах этот металл покрывался толстым слоем льда, что приводило бы к более быстрому износу материалов кузова и межоконных проемов. Заменой алюминию стала древесина, изготавливаемая из русской березы. Данный материал обладал оптимальной защитой от гниения и коррозии.

Внутри купе пассажирского вагона производства Аммендорф, эксплуатирующегося в составе поезда №1 "Красная Стрела" с 1994 по 2006 год. На данный момент вагон находится в Санкт-Петербургском музее железных дорог России.
Внутри купе пассажирского вагона производства Аммендорф, эксплуатирующегося в составе поезда №1 "Красная Стрела" с 1994 по 2006 год. На данный момент вагон находится в Санкт-Петербургском музее железных дорог России.

Те из нас, кто часто путешествовал, определенно помнят эти деревянные окна, через которые в разгар лета поддувало свежим воздухом, даже если окна были закрыты, а вот зимой можно было знатно подмёрзнуть. (Не знаю как у вас, а мне не раз в середине 80-90-х доводилось путешествовать в вагоне с неконтролируемым обдувом :)

Завод Аммендорф в основном производил вагоны, рассчитанные на: 36 человек(купе), 18 человек(СВ), а так же вагоны-рестораны.

Купейный вагон Аммендорф
Купейный вагон Аммендорф
Фото из буклета о производимой продукции Вагоностроительного завода "Аммендорф" (VEB Waggonbau Ammendorf) 1981 года. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=10026&start=30
Фото из буклета о производимой продукции Вагоностроительного завода "Аммендорф" (VEB Waggonbau Ammendorf) 1981 года. Источник: https://rail-club.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=10026&start=30

На протяжении десятилетий, граждане путешествовали в этих родных и уютных вагонах, преодолевая тысячи километров и попивая чай.

-5
Фирменный пассажирский поезд № 09/10 «Байкал» сообщением Иркутск-Москва. Источник: https://fotostrana.ru/public/post/235888/2219693586/
Фирменный пассажирский поезд № 09/10 «Байкал» сообщением Иркутск-Москва. Источник: https://fotostrana.ru/public/post/235888/2219693586/

Вагоны Аммендорф успешно эксплуатировались в главном поезде страны - фирменной Красной Стреле, сообщением Москва-Ленинград.

Вагоны Аммендорф в составе фирменного поезда №1/2 "Красная Стрела" сообщением Москва-Ленинград. Автор: Olavi Huotari.
Вагоны Аммендорф в составе фирменного поезда №1/2 "Красная Стрела" сообщением Москва-Ленинград. Автор: Olavi Huotari.

Однако, всё некогда привычное, родное из детства, рано или поздно уходит в прошлое. После развала Советского Союза, страна пребывала в глубоком кризисе. Взаимоотношения России со странами Европы начинают ухудшатся, и в связи с этим производство пассажирских вагонов для России останавливается. В 1996 году заводом Аммендорф была поставлена в Россию последняя партия вагонов. Далее, в 2003 году образуется ОАО «РЖД» на базе Министерства путей сообщения России, а в 2006 году компания «РЖД» разрабатывает новый бренд, который должен был обеспечить единство восприятия холдинга. Корпоративный стиль (всем знакомый ПИД) начали внедрять в оформлении вокзалов, пошиве формы и в окраске подвижного состава.

Купейный вагон Аммендорф в корпоративных цветах РЖД в составе грузового поезда следует по станции Щербинка, МСК ЖД. Автор: Юрий Юрьевич
Купейный вагон Аммендорф в корпоративных цветах РЖД в составе грузового поезда следует по станции Щербинка, МСК ЖД. Автор: Юрий Юрьевич

Последние вагоны производства Аммендорф, как говорилось ранее, были поставлены в Россию в 1996 году, а как известно, срок службы пассажирского вагона -28 лет. Это означает, что по правилам, к 2024 году эти пожилые ребята окончательно отправятся на покой. Да, нельзя не учитывать тот факт что некоторые вагоны проходили капитальный ремонт, но зная что РЖД к 2030 планируют полностью обновить пассажирский подвижной состав, навряд ли где-то лет через 6 останутся Аммендорфы, перевозящие пассажиров. (Возможно останутся в некоторых хозяйственных составах). Вот так вот уходит эпоха легендарных вагонов.

А чем вам запомнились эти немецкие вагоны?

Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на Железнодорожный транспорт. До новых встреч! :)

Смотрите также:

Фирменные поезда СССР. Гонка поездных бригад за звание лучшего фирменного поезда страны.

Легендарные грузовые тепловозы времён СССР. Тепловозы ТЭ2 и ТЭ3

#транспорт #СССР #железная дорога #вагоны