Задание: напишите рассказ, используя идею и героя, уже придуманных вами раньше.
Вера уже полчаса смотрела на блестящую вывеску со странным названием Т.Т. Chaos. Попасть сюда было её мечтой, и вот она здесь! «Все-таки не нужно было собирать с собой чемодан, — подумалось ей. — Дурная примета. А вдруг не примут?».
Пять лет назад Вера была обычной девушкой из Наро-Фоминска, но, как только ее блог в Инстаграме начал расти, перебралась в Москву. Девушка позиционирует себя как self-made woman — конечно, имея в виду не нарощенные волосы, искусственные губы и силиконовую грудь, а собственную марку одежды и популярность в глянцевых журналах. Ее подписчики, а их миллионы, пришли к ней по итогам розыгрышей денег и сумочек в комментариях.
Приглашения в T.T. Chaos блогеры называют письмами счастья: каждый хотел бы оказаться здесь, и Вера — не исключение. T.T. Chaos — это дом для блогеров, в котором можно жить, сосредоточившись на создании контента. Резиденты дома ежедневно вещают в своих «историях» о том, как Т.Т. Chaos помог им буквально переродиться и начать творить. Конечно же, Вера решила, что должна попасть в дом во что бы то ни стало, и отчаянно пыталась найти знакомых, которые помогли бы это осуществить.
Знакомый Веры по блогерской тусовке, Боря, жил в Т.Т. Chaos уже месяц, но недавно написал у себя, что пропадёт из «историй» на какое-то время из-за проблем с алкоголем. Вера поинтересовалась, все ли у него в порядке, а потом попросила замолвить за неё словечко перед владельцем дома Теодором Тульским. Получила письмо из Т.Т. Chaos девушка уже на следующий день! Веру пригласили на собеседование, по итогам которого решится, возьмут ли ее в дом.
На собеседовании запрещено пользоваться гаджетами — об этом её предупредили при согласовании времени встречи с Теодором Тульским. Айфон, смарт-часы и даже наушники у Веры забрали прямо на входе, когда она всё же открыла зеркальную дверь под вывеской и шагнула в освежающе белое пространство, больше похожее на элитное медицинское учреждение.
По слухам, сын Тульского тоже был блогером, но год назад странным образом пропал с радаров Инстаграма, оставив в шапке профиля многозначительное «in the burn out». Тульский, потеряв надежду увидеть сына живым, открыл Т.Т. Chaos и назвал его приютом для блогеров, потерявших вдохновение — здесь молодые контент-мейкеры, по заявлениям из рекламы, начинали фонтанировать идеями и создавать контент, который набирал бешеную популярность.
Весь в белом, Тульский напомнил Вере врача. Волнение перед собеседованием охватывало ее, и она расслабилась, предоставив его в качестве своего психотерапевта. Встреча прошла отлично — Тульский сообщил, что готов взять ее в дом, а заехать можно хоть сейчас.
Очарование домом развеялось, как только за Верой закрылись белоснежные двери холла. Увидев ее, Боря заметно удивился, ведь он не говорил о ней доктору Тульскому. Но Вера с благодарностью обняла старого знакомого, и тот шепнул ей, что будет ждать ее на террасе, чтобы поговорить без лишних свидетелей.
«Итак, добро пожаловать в T.T. Chaos, — мрачно сказал он ей на террасе, когда они взяли по бокалу апероля и устроились на креслах-подушках. — Твой айфон тебе больше не отдадут, выдадут «служебный», в нём у тебя будет только камера, а связь с родными разрешат раз в неделю, если будешь хорошо себя вести и снимать не меньше 30 историй в день. Как и мы, ты попалась на удочку доктора Тульского — это никакой не дом, это центр реабилитации блогеров».
Это была правда — потеряв сына, психотерапевт Теодор Тульский решил открыть клинику, которая избавит блогеров от Инстаграм-зависимости. Клиентами Тульского чаще всего выступали родственники блогеров, которые тревожились за их психическое здоровье. После оплаты ими минимального пакета (10 000 000 рублей за полгода) Тульский отправлял блогеру приглашение стать резидентом дома — а внешне клиника выглядела именно как популярный тикток-хаус, в котором счастливые блогеры развивают свои страницы. Веру в T.T. Chaos отправила мама — незадолго до этого девушка купила ей новую квартиру на деньги от рекламных контрактов; ее пришлось продать ради здоровья дочери, за которую она сильно переживала.
Программу реабилитации Тульский, как истинный педант, рождённый в СССР, разработал по ГОСТу «Социальное обслуживание населения», чем страшно гордился. Как и у страдающих от наркотической или алкогольной зависимости, курс реабилитации блогеров в Т.Т. Chaos состоит из четырёх этапов:
- Возрождение — восстановление духовных, моральных и нравственных общечеловеческих ценностей. Блогеры вспоминают, как жить, не изображая идеальную картинку и не делая что-либо только для того, чтобы показать подписчикам.
- Труд — восстановление навыков, определяющих востребованность реабилитанта в обществе. Блогеры работают руками и создают что-то осязаемое — например, шьют, выращивают овощи или мастерят из дерева.
- Социальная реадаптация после избавления от зависимости, из-за которой социальные контакты были нарушены. Блогеры возвращаются на работу или учебу и начинают жить обычной жизнью.
- Творчество — самостоятельность в принятии решений и раскрытие внутреннего потенциала. Блогеры возвращаются в Инстаграм, но все ещё находятся под наблюдением специалистов.
Результатом «лечения» Тульский видел посвежевшего блогера, который может продержаться в Инстаграме ещё несколько месяцев, но затем ему снова понадобится реабилитация. Это и было основной проблемой его высокодоходного бизнеса: заказчику нужен был психически стабильный пациент без ремиссии, Тульский любил повторять: «Я всего лишь даю людям удочку, а выловится на неё рыба или нет, от меня не зависит».
Для поощрения особо старательных пациентов доктор придумал Инстаграм дома — каждый день дежурный по общему блогу получал свою дозу славы, выходя в эфир и рассказывая, как прошёл день. За право на дежурство всегда разворачивалась целая битва.
Надо отметить, что доктор Теодор старался внимательно относиться к своим клиентам — он всегда помнил, кого и за что заблокировали, затравили или отменили, и мог поддержать разговор с каждым. Несмотря на это, пациенты его недолюбливали, ведь именно он определял, кто и когда получит заветный смартфон, чтобы выйти в Инстаграм. Доктор выгорал на глазах, не получая поддержки, и однажды решил, что сам станет блогером, чтобы лучше понимать своих подопечных. Так порыв перевоспитать всех блогозависимых сделал Тульского пациентом своей же клиники — он редко выигрывает бойню за дежурство по Инстаграму, поэтому мы не знаем точно, как у него дела.
Рецензия Станислава Секретова
Пока текст больше похож не на получившийся рассказ, а на синопсис повести или романа. Последовательно Вы вводите несколько героев, и читатель не знает, кто из них главный. Только начал привыкать к Вере, как она уходит на задний план, а вместо нее начинается история клиники. За клиникой идет история Ани, за Аней – доктор Тульский. Ни к одному из персонажей не привязываешься, никого не жалеешь, никто не вызывает бурных чувств. Если текст оставлять в формате рассказа, достаточно одного главного героя – Веры. Если же превращать его в большую повесть, то каждую главку нужно будет развертывать, делать из одного предложения пять, а то и больше. Внутренние резервы в тексте для этого имеются. Сейчас же в каждой главе читателя ждет лишь сжатое описание событий.
1. Главка о Вере. В нынешнем ее воплощении героиня особых эмоций не вызывает. Хотя в одном из предыдущих этюдов Вы смогли написать очень живой портрет Веры глазами двух наблюдателей. Те портреты удались. В них есть необходимые противоречивые чувства: с одной стороны, Вера – самовлюбленная инста-блогерка, вызывающая отвращение, с другой стороны, это простая девочка из Наро-Фоминска, сумевшая сама всего добиться. В нынешней версии рассказа этого нет.
2. Главка о центре реабилитации блогеров. Главное здесь – злободневность и психологические пути. Очень хороша параллель с наркоманами и алкоголиками, а также то, как доктор Тульский ведет свой бизнес. Но опять же всё очень сжато.
3. Главка об Ане. Аню при желании тоже можно вывести в главные героини (хотя Вера все-таки в этой роли смотрится органичнее, поскольку она потеряла всё).
4. Главка о Тульском снова сжата. Словом, в заданных рамках рассказа Вам очень тесно. Мыслей и идей много, но в нужный объем они никак не вписываются. У Вас идет хороший порядок действий персонажей, но хочется знать, что они чувствуют, что творится у них внутри в момент каждого действия. Что происходит в душе у инста-дивы Веры, лишившейся самого главного, что было в ее жизни? Сопоставимо ли это с гибелью самого близкого человека? Доктор Тульский всё-таки бесстрастный циник, предприимчивый делец, придумавший, как заработать на чужих проблемах, мелкий мошенник или страдающий из-за потери сына человек, искренне желающий помочь другим страдальцам? Как за месяц работы в клинике пошагово эволюционируют чувства Ани? В общем, либо пишите повесть с ответами на все вопросы, либо оставьте всего одного ключевого героя (лучше – Веру) и изучите её по максимуму.
Рецензия Ксении Рождественской
Очень интересная история, может стать настоящим хитом, но вам, скорее, нужно идти в сериальный бизнес, чем в литературу. Вы хорошо продумываете персонажей, ваш сюжет полон твистов, но есть ощущение, что вам становится скучно, как только вы находитесь с героем чуть дольше получаса. Первая фраза текста вроде бы рассказывает про Веру, и читатель ждет, что сейчас ему объяснят, что Вера ощущает, - а ему внезапно рассказывают всю предысторию, а потом так же быстро - все, что случилось после. Это выглядит как сценарная заявка, синопсис истории, причем отличной истории, повторюсь. Я бы на вашем месте не тратила времени на литературные курсы, а либо пошла бы на сценарные, либо нашла бы соавтора, который умеет подробно все расписывать, но не умеет придумывать с таким блеском, как это делаете вы. Литература – это все-таки подробные описания, психологические этюды, а вам, похоже, интереснее собственно действие. Но, может быть, я ошибаюсь, и тогда вам нужно просто расширить этот текст, не ограничивать себя рамками задания. В тексте есть психологические и стилистические неувязки, например: «Вера уже полчаса смотрела на блестящую вывеску со странным названием Т.Т. Chaos». Название не может казаться ей странным, она должна была к нему привыкнуть, раз она хотела туда попасть. «Девушка позиционирует себя как self-made woman — конечно, имея в виду не нарощенные волосы, искусственные губы и силиконовую грудь, а собственную марку одежды и популярность в глянцевых журналах». Нельзя в тексте перескакивать с прошедшего времени («смотрела», «мечтала») в настоящее («позиционирует»), это сбивает читателя с толку. «Ее подписчики, а их миллионы». Разве она не отслеживает точное количество? По идее, это должно быть важно, а тут почти абстрактное «миллионы». И так далее, - все эти неувязки возникают, в частности, из-за того, что вы не выбираете с самого начала, от чьего лица вы рассказываете историю. Вы то говорите от лица Веры, то становитесь всезнающим автором, а когда в тексте сталкиваются две такие разные точки зрения, это делает его неубедительным, читатель путается. Вы стараетесь объяснить, что происходит, рассказываете сюжет, - а читатель ждет от рассказа не только сюжета, но и атмосферы, и говорящих деталей, и каких-то жестов, ощущений. Например: "Блогеры вспоминают, как жить, не изображая идеальную картинку и не делая что-либо только для того, чтобы показать подписчикам. Труд — восстановление навыков, определяющих востребованность реабилитанта в обществе. Блогеры работают руками и создают что-то осязаемое — например, шьют, выращивают овощи или мастерят из дерева". Гораздо интереснее читателю было бы, если бы вы показали этот труд, а не рассказали о нем. Можно все читателю объяснить, но текст на него подействует сильнее, если он будет представлять себе, что происходит, представлять себе персонажей, которые "выращивают овощи". В любом случае, придумано отлично, очень актуальная и страшноватая история, очень хотелось бы увидеть ее воплощенной - в книге или в сериале. Желаю вам удачи!