Найти тему
Leo media

Прыгающий танк СССР. ТПП-2. Судьба техники будущего 30-ых годов XX века.

В тридцатые годы в СССР задумались над созданием настоящего прыгающего танка. В 1937 году конструктор Линцер В.В. предложил нестандартный способ преодоления препятствий. В основе разработки данного танка лежала концепция преодоления различных препятствий путем прыжка с отрывом от земли и свободного полета танка с использованием накопленной кинетической энергии движущейся машины.

Прототип ТПП-2 (танк преодоления препятствий) был изготовлен конструкторским бюро завода №185 в городе Ленинграде. Для этого работниками данного бюро был серьезно переработан тягач на базе танка Т-26. Для совершения прыжка необходимо было сделать танк как можно легче, поэтому с тягача сняли верхний броневой лист, крышу, щиток водителя, крылья. Также для дополнительного снижения веса во время испытаний машина заправлялась только на треть. И, следует отметить, экспериментальный образец не оснащался вооружением. Но конструкторам все равно не удалось добиться существенного снижения веса. Так серийная пушечно-пулеметная машина весила 8300 кг, а "прыгающий танк " вместе с эксцентриками весил 7276 кг. Вес смогли снизить только на одну тонну.

-2

Кстати, именно эксцентрики, установленные по бокам в количестве четырех штук, должны были помочь танку резко оттолкнуться от земли и совершить прыжок. По задумке конструкторов танк должен был развивать заданную скорость, позволявшую использовать специальное оборудование и выполнять прыжки. Подходя к препятствию, механик-водитель должен был включать отбор мощности на эксцентрики, вследствии чего они проворачивались и входили в зацепление с грунтом и за счет инерции движения танк совершает прыжок вперед, преодолевая противотанковые рвы и поваленные деревья. Сразу после проворота или прыжка их привод отключался. За счет особой формы эксцентриков они могли бы подбросить танк на небольшую высоту. После "прыжка " эксцентрики планировалось возвращать в исходное положение, при котором изогнутая форма эксцентриков находилась бы на уровне корпуса танка. Экипаж танка был сокращен до одного человека.

-3

Конструкторы предвидели, что водитель после совершения прыжка будет испытывать очевидный дискомфорт в управлении такой машиной, ведь при сильном ударе или неудачном приземлении можно получить переломы. Поэтому кресло водителя установили на гидравлические амортизаторы и оснастили ремнями безопасности.

-4

Первые испытания танка прошли 26 ноября 1937. В этот день были проверены работа автоматики, взвод, спуск и проворачивание эксцентриков и работа фиксаторов. А 27 ноября проведи ходовые испытания танка на беговой дорожке на территории завода. Скорость движения составила 23 - 25 км/ч. Автоматика сработала, но танку прыгнуть не удалось из-за недостаточного сцепления эксцентриков с обледенелым грунтом. Эксцентрики просто проскользили, а танк потерял набранную скорость. После осмотра танка после испытания, было обнаружено множество разного рода дефектов, чтобы их устранить потребовался почти месяц. И 26 декабря провели следующий этап испытания. Для увеличения скорости движения танка подготовили специальную дорожку с плотноукатанным снежным грунтом, посыпанным песком. Для повышения сцепления эксцентриков с грунтом на них наварили специальные шпоры. Скорость движения танка на испытаниях составила 25 км/ч. Во время первого заезда эксцентрики сработали и танк подпрыгнул, но из-за резкой потери скорости прыжок получился не высоким и танк жестко упал на гусеницы. Во время второго заезда танк также поднялся в воздух, но эксцентрики не провернулись и получилось еще одно жесткое приземление. Подведя итоги этого испытания, конструкторами также были выявлены ряд дефектов.

-5

Даже Новый год не стал помехой для конструкторов и 31 декабря с двигателя были сняты воздухоочистители и улучшили беговую дорожку для танка. Во время испытания скорость танка удалось повысить до 30 км/ч, все механизмы танка сработали исправно, танк поднялся, эксцентрики провернулись полностью, но из-за резкой потери скорости прыжка практически не получилось.

-6

Итогом стало заключение конструкторов. Возможность прыжков танка за счет использования кинетической энергии танка во время его движения с помощью эксцентриков вполне реально и было доказано на практике. Изготовленный образец ТПП-2 обладает следующими дефектами, из-за которых он не дал ожидаемых результатов. Первое - недостаточная скорость движения танка, следовательно, недостаточная кинетическая энергия для совершения прыжка. Второе - слишком жесткие удары при приземлении и разрушение деталей автоматики. Третье - плохая автоматическая фиксация эксцентриков на корпусе танка. И ввиду сказанного продолжение испытания образца ТПП-2 нецелесообразно. Не касаясь результатов, конструкторы отметили следующие моменты. Механизм эксцентриков выполнен хорошо. Отдельные узлы выполнены смело и оригинально. Конструкцию сиденья водителя с амортизаторами и ремнями признать новаторской и удачной. И несмотря на то, что испытания танка провалились конструкторы нашли несколько интересных решений.

-7

Возможно, используя технологии сегодняшнего дня и опыт прошлых лет, наш военно-промышленный комплекс все-таки создаст настоящий прыгающий танк!