Метод, который сработал на 100% ! Совет от матери с педагогическим опытом! Результат - взрослый ребёнок с тремя высшими образованиями и любимой работой.
Когда мой ребёнок ещё во втором классе потерял интерес к учёбе, мы, родители, конечно заволновались. Пытались его как-то мотивировать разговорами, уговорами, поощрениями, подарки обещали. Я, вспоминая педагогику и психологию, пыталась ему объяснить, что учёба - это та же работа. Это чуть ли не обязанность. Мы утром с папой на одну работу, он на другую и по другому ну никак нельзя.
Можно подолгу объяснять детям как когда-то однажды, когда он станет взрослым, он сможет стать тем-то тем-то, если сейчас будет хорошо учиться. Для маленького ребёнка непонятны и неважны эти отдалённые перспективы, они его не мотивируют. Он живёт здесь и сейчас.
С переменным успехом помучались так ещё пару месяцев. Троек в дневнике становилось всё больше, а желания учиться у ребёнка всё меньше. И мне пришла в голову идея.... Раз я вдалбливаю ребёнку, что он тоже работает, то где его зарплата???
Все мы даём детям "карманные" деньги. Они, вместо булочки с компотом, тратят их на какую-нибудь ерунду, а мы, родители, потом переживаем, что они не ценят нашего труда. А почему бы им эти деньги не зарабатывать самим?
Собрались на семейный совет и решили - за хорошую учёбу платить ребёнку зарплату, которую он может тратить как угодно и на что угодно(!). Это очень важное условие сыграло в дальнейшем свою роль на всю дальнейшую его жизнь. Но об этом чуть позже.
Это было в конце девяностых. И ставки были такими:
оценка "5" - 5 рублей;
оценка "4" - 4 рубля;
оценка "3" - штраф 3 рубля - в казну родителей.
оценки "2" и "1" - "штраф банкрот" - всё заработанное вернуть родителям.
Зарплата (для лучшей мотивации) выплачивалась ежедневно.
Никаких карманных денег, кроме своих заработанных отныне у него не было.
Сработало это психологическое "я большой" и "я сам". Он тут же вдохновился самостоятельно зарабатывать деньги. И результаты не заставили себя ждать. Уже на следующий день он ждал нас с открытым дневником, где красовались две пятёрки и четвёрка.
То, что было дальше нас рассмешило, но.., мы сдерживая смех, его желание выполнили. Забрав полученные деньги, он взял стеклянную банку на кухне, попросил закрутить её и сделать в крышке дырочку. Затем высыпал свои деньги в банку. Полюбовался. Нарисовал и приклеил этикетку "БАНК". Понял, что пересчитывать деньги в закрученной банке сложно и завёл тетрадку "учёта" своих денег. Игра началась.....
Деньги в БАНКе прибавлялись, учительница удивлялась тому, что он вдруг стал активным на всех уроках, мы радовались его успехам, а он копил деньги на то, о чём мечтал и УСПЕВАЛ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ.
Было удивительно то, что он не спешил их тратить. Заработанные СВОИМ ТРУДОМ деньги уже не хочется спустить на какую-нибудь ерунду вроде жвачки.
Был такой случай: муж забрал его из школы, они зашли в магазин, а там тогда стояли игровые автоматы "бросил 5 рублей или проиграл или выиграл 15, 25 или 50". Дети ныли и клянчили у родителей деньги, чтобы "покормить" машину. Нашему тоже было интересно. Тогда отец отдал ему его деньги за день и предложил сыграть, раз интересно. Бросил сын в ячейку свои 5 рублей и выиграл 50. Сложил в кармашек свой выигрыш. Отец спрашивает :- попробуешь ещё раз? Ответ удивил: - НЕТ, два раза подряд не бывает!
Наверное, если бы это были не его деньги, он легко спустил бы их. А к собственно заработанным, относился иначе.
За окончание четверти на "отлично и хорошо" премировали его подарком о котором он мечтал. И ещё раз понаблюдали как он радовался тому, что желаемое получил и ...денежки свои сохранил) для преумножения.
У нас всё получилось! С позиции безразличного троечника он вышел сначала в хорошисты, потом в отличники. Бывало, что .... мы брали у него в долг до зарплаты))) и он в своей тетрадочке это учитывал))). К слову - одна из его первых профессий в последствии - банковский аналитик.
Мы не афишировали своего способа мотивации ребёнка учиться. Но однажды поделились с друзьями.... Ой, что там было.... Чесали нас и в хвост и в гриву! "Что вы творите! Кого вы воспитаете! Как вы до этого додумались! Вы испортите ребёнка! Это непедагогично" и.т.д. Поспорили конечно. Но с годами поняли - наш опыт оказался удачным.
Продолжался этот опыт года три, ребёнок уже перешёл в старшие классы. В семье наступил тяжёлый период, я заболела, а муж остался без работы. Понятное дело тут бы выжить... Зарплатную систему пришлось отменить. Но к этому времени ребёнок уже учился успешно и ровно. И, самое главное, знал цену деньгам.
Позднее, в классе 10-11, он зарабатывал сам - решал контрольные, писал рефераты студентам из близлежащих колледжей. Этим же потом зарабатывал и в универе, когда сам стал студентом. А ведь "карьера умника" могла закончиться ещё во втором классе).
Кстати, принятое тогда нами решение - не контролировать расходы ребёнка, привело к тому, что он стал самостоятельным не только в тратах, но и в решениях, и в поступках. Конечно мы держали под контролем его жизнь до поры до времени. Но всегда давали возможность делать выбор самому. Сейчас это абсолютно самостоятельный человек, который уже воспитывает своего человечка).
Сейчас родители надеются на репетиторство. Вкладывая частенько немалые деньги, не всегда получают главного результата - хорошей успеваемости ребёнка по предметам. На мой взгляд, репетитор нужен только тому ребёнку, который САМ ХОЧЕТ учиться, но по каким-то причинам отстал от программы, не находит контакта с учителем, не понял темы или хочет знать гораздо больше школьной программы. В остальных случаях репетитор - бесполезная трата денег родителей и времени ребёнка. Прежде всего нужна такая МОТИВАЦИЯ к обучению, при которой ребёнок сам захочет учиться.
Применять наш испытанный метод мотивации или нет - решать вам, родителям. Для нас он был успешным. Зарплатная система может быть иной, исходя из доходов в семье и количества детей. Если нет проблем в обучении, думаю, достаточно будет поощрения по итогам четверти или года.
Если же ребёнок привык бесконтрольно получать желаемые суммы ни за что и тратить их - не ругайте его за то, что он не ценит вашего труда, когда ему кажется, что денег мало. Он просто не знает как их зарабатывать.
Что вы думаете обо всём этом?
Подписывайтесь на мой канал, Ставьте лайк, оставляйте комментарии. Сколько людей, столько и мнений. Я высказала своё, но мне всегда интересно знать другое.