Москва,
РАМТ, премьера,
"Горе от ума",
Режиссёр н.а. А.Бородин
"Карету мне, карету...."
На выпускном экзамене по литературе я блистала всеми известными и прилежно выученными цитатами из "Горя от ума" . Мне думалось : "Вот, Грибоедов, хоть и классик, а такой понятный, и вся пьеса - один сплошной афоризм!"
Окончания известных по тексту фраз цитировали и две дамы (слева и справа на социальном расстоянии от меня из ряда позади), видно тоже хорошо знавали текст. Да и вообще, случайных людей в зале не было. Премьера! Публика пятьдесят плюс. С красивыми букетами и одухотворенными лицами.
Российский молодежный!!! Но билетик мой совсем не по молодежной цене - 2800 рублей в партер.
Верю, что для групп школьников обязательно будет скидка, и даже если юные особы лицезреют спектакль с верхних ярусов , спектакль не проиграет, а заиграет объемно, сценография располагает.
Сценогоафия - лаконична, строга, для меня не нова (и двигающиеся колонны, и арки квадратной формы напомнили "Графа Монте Кристо", идущего параллельно и по соседству на сцене Театра оперетты, только в другом формате и бюджете); падающий снег - хоть и стар как мир, но роль свою выполнил вполне: мягкий, пушистый, почти новогодний, такой же как шел в Москве в день премьеры, и Чацкий как будто возвращается в ту новогоднюю сказку со своими мечтами.
Он появляется эффектно, красиво, ярко, по белой лестнице из VIP ложи бельетажа , в черном плаще и костюме, в черных ботинках, похожих на берцы, в белой рубашке, мечта и слабость многих женщин- стильно одетый мужчина.
Но, лестница...она в отличие от кареты, которая будет на сцене все два отделения, которая станет уже неотъемлемым персонажем пьесы, потому что все будет происходить либо в ней, либо рядом с ней, либо вокруг неё, ибо "карету мне, карету" будет крутиться на языке с того момента как только нога вступает в зрительный зал ,
так вот лестница появится дважды: Чацкий спустится по ней в дом Фамусова, и спотыкаясь и падая, с последним монологом взберется по ней в ту же ложу, покидая московский свет....
Кто был в Хмелите, сразу поймет почему и отчего эта лестница!!! Жившие в этой усадьбе родственники Александра Сергеевича явились прототипами героев пьесы, и сама усадьба Хмелита - и есть дом Фамусова. А лестница - и сегодня место для фотосессий всех приезжающих в музей гостей.
Что происходит за два с половиной часа на РАМТовской сцене? А происходит сплошное наслаждение текстом великого и гениального Грибоедова. И вот парадокс: ничто не отвлекает, не режет, не мешает, не резонирует, не авангардирует, словом, не выводит из зоны комфорта, из зоны погружения. Сценография, музыка, костюмы, игра актеров - всё гармонично дополняет друг друга, дополняет текст.
Последний раз похожие ощущения я испытала на "Обрыве", в МХТ им Чехова, но с приходом нового руководства репертуар сильно проредили и спектакля реж. А.Шапиро современным школьникам и нешкольникам уже не видать.
Так вот к вопросу о школьниках, студентах, и молодежной аудитории. Здесь вы не увидите "особого модернисткого" взгляда на классику под саундтреки группы Ленинград, но за то увидите прекрасный хореографический номер главного героя и шести княжон на балу;
здесь не будут монотонно и без эмоций проговаривать текст как в богомоловских "трех сестрах", но за то вы увидите умного, красивого, талантливого эмоционального, живого, актуального Чацкого (в исполнении Максима Керина ),
И когда Максим или Чацкий, уже и не знаю кто из них произнесет:
"И всё-таки я вас без памяти люблю. —
(Минутное молчание.)"
мне так захотелось прошептать со своего первого ряда : "верю".
Невозможно не поверить и кокетке Лизе (блестяще исполненной Дарьей Семёновой), и такой прелестной, красивой, чувственной Софье (Ирина Таранник). Молчалин в исполнении Даниила Шперлинга вообще выше всяких похвал. Он такой Молчалин-Молчалин, со своим "не сметь суждения иметь".
Так вот, поколение Z, я услышала ваше мнение в гардеробе (и ссори, в дамской комнате) о том, что ваш взгляд на классику изменился после просмотра, что пространство сцены в таких цветах и форме обнажают чувства героев, и эти немногочисленные высказывания, (ибо молодежи, как я упомянула, почти не было на премьере), вселяют большие надежды на успех спектакля.
Что же касается меня, то умный текст, написанный двести лет назад великим Грибоедовым, и талантливые актеры, сумевшие облачить слова в чувства и эмоции, позволили мне почувствовать великую силу искусства, поверить, что классики на то они и классики, чтобы их тексты звучали всегда актуально, цепляли за живое, и лишь акценты восприятия зависели от времени и последних событий:
"Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты..."
И зал взорвался смехом и аплодисментами.
Браво, Александр Сергеевич.....
Спасибо за внимание!!
буду рада вашим 👍👍
Подписывайтесь, вместе интереснее)