Найти в Дзене
Одно место

Типовой 2-х этажный жилой дом начала 60-х годов в рабочих поселках Урала

В конце 50-х годов жилищное строительство двигалось в направлении массового строительства хрущевок. В это время для окраинных малонаселенных территорий (в очень короткий период) применяли типовой проект 2-хэтажного дома на два подъезда с уже хрущевской планировкой квартир. В доме было 16 квартир: 12 двухкомнатных и 4 однокомнатные.

Один из таких домиков был построен в 1960 году на юго-восточной окраине Свердловска (Екатеринбурга). Это был дом при Станции искусственного осеменения УралНИИсхоза, которая находилась на удалении от каких-либо жилых кварталов.

Сохранились фото 60-х из домашнего архива. Акценты всегда делали на людях, фотопленку экономили, фотографирование пейзажей считалось роскошью, поэтому на переднем плане всегда кто-нибудь есть (хотя мой рассказ не о них). Заодно можно посмотреть на людей, которые жили в то время, они были другие. Большинства уже нет в живых.

Несмотря на то, что дом находился, можно сказать, в "чистом поле", его территория была обнесена крашеным зеленым деревянным забором с калитками и воротами

Тут была всего одна улица, заканчивающаяся тупиком, на которой стояли несколько жилых домов, станция искусственного осеменения с быками-производителями, котельная (называли кочегаркой), деревянный детский сад, водонапорная башня (говорили - водокачка). Дом, который я описываю - ведомственный, квартиры в нем получили ветеринары, зоотехники, скотники.

Детский сад проработал недолго, меньше 10 лет, его закрыли, сделали контору, а потом превратили в жилой дом

Опытная станция искусственного осеменения давно закрылась, потом был просто телятник, склад, сейчас заброшенное здание

Длинное здание фермы торцом выходит на улицу
Длинное здание фермы торцом выходит на улицу

Наш дом был оборудован водопроводом, канализацией, централизованным отоплением - мама говорила, что для нее это было чуть ли не чудом. Для приготовления еды в кухнях были установлены сложенные из кирпича печки-каминки (именно так их называли). Во дворе стоял сарай-дровенник, разделенный на отдельные кладовки по количеству квартир, где хранились запасы дров. Летом некоторые спали в этом сарае.

Во дворе дома была построена открытая эстрада - приподнятая площадка, сколоченная из толстых широких досок, перед ней зрительские места - длинные деревянные лавки, вкопанные в землю. Помню несколько концертов народных коллективов.

Название улице было дано по виду деятельности предприятия - опытной станции осеменения крупного рогатого скота при НИИ сельского хозяйства - ул. Опытная.

Другие дома улицы Опытной - бараки, два двухквартирных, еще один 2-хэтажный дом (но с туалетом на улице), частные дома. Среди них наш - самый лучший. Вокруг - природа, лес. До магазина и автобусной остановки около километра.

Главная и единственная улица. Слева - опытная станция, где содержались быки-производители
Главная и единственная улица. Слева - опытная станция, где содержались быки-производители

Периодически по улице проносилась весть, что со станции сбежал бык, тогда все разбегались, детей срочно разыскивали и загоняли домой. Быки были очень мощные и свирепые, с кольцами в носу; скотники ловко цепляли кольцо длинной рогатиной и бык после этого находился в полном их подчинении.

Не знаю, почему было принято такое нерациональной решение по строительству опытной станции на обособленной территории (все можно было организовать в УралНИИсхозе), вложено было очень много средств в территорию с несколькими домами, построена котельная, водонапорная башня, детсад, дороги и тротуары, благоустройство, а вскоре станция перестала работать.

С годами дом и все вокруг него стало ветшать и портиться, первые жители (в основном специалисты) начали переезжать на новые, полностью благоустроенные квартиры в другие районы. На смену им приехали новые, чужие, непонятные. Время менялось.

В 90-е началась разруха. Перестали регулярно откачивать бытовые канализационные стоки из выгребной ямы. Водоотводные канавы вдоль улицы, по которым утекала весенняя вода, засорились (раньше их чистили сами жители). Иногда вода заходила в подъезды.

В наши дни, спустя 60 лет с момента постройки дома, он выглядит совсем непрезентабельно, а вблизи выросли большие дорогие коттеджи. Дом из лучшего превратился в худший. Се ля ви! Наблюдаю его после 20-тилетнего перерыва..

Сосны вблизи дома начали засыхать
Сосны вблизи дома начали засыхать

Дом врос в землю. Наземная теплотрасса, сделанная взамен подземной, дополнительно портит вид.

Снег обычно все скрашивает, но не в этом случае

Старый сарай еще стоит, но вот-вот сложится. как карточный домик.

Дома данного типового проекта встречаются мне в разных местах (это окраины или поселки) и я их сразу вижу. Они неплохо сохранились (так как находятся в "живых" районах) и еще долго будут стоять, в отличие от нашего, который стал аварийным. Например в есть один такой крепкий дом в мкр. Компрессорный, его наружные стены отделаны кирпичом, благодаря чему дом выглядит добротно.

Еще один дом такого типа стоит в р-не Птицефабрики. Невооруженным глазом ловлю отличия от нашего: нет карниза, вместо него выступают стропила, окна в подъездах - такой же формы, как квартирные, а у нас и на Компрессорном - специальные, из горизонтальных узких створок.

Целые кварталы из подобных домов встретила в пос. Монетный Березовского округа

При привязке этих типовых домов к конкретному месту, проектировщиками принимались отдельные решения, которые касались отделки (штукатурка или кирпич), оконных переплетов лестниц, карнизов, а также слуховых окон на крыше, дымовых труб.

По-моему, после 60-го года такие дома уже не строили, начали возводить хрущевки-пятиэтажки, что было максимально экономно и рентабельно. Они уже были полностью железобетонные, с потолками 2,5 м. В описываемых двухэтажках - перекрытия и лестницы - еще деревянные, потолки - высокие.

Сколько таких домов было построено, каков ареал их распространения, не знаю. На моем пути встретились в трех местах, не считая, того, в котором когда-то жила.