По специальности я начала работать в студенчестве. Я пришла в большой отдел, который возглавлял пожилой , как мне тогда казалось, мужчина с печальными семитскими глазами. ЯК. На самом деле ему не было и 50.
Только потом я поняла причину его печали, он страдал от болей в поджелудке. Через год после моего прихода он умер, вскрытие показало, что ему неправильно поставили диагноз. Лечили, соответственно, не то. Он умер от рака.
У него была семья - жена и две дочери. Старшая дочь училась платно, была замужем за аспирантом, и ЯК не только платил за обучение, но и снимал молодожёнами квартиру и содержал их.
Младшая дочь была пацанкой и двоечницей, ее учить дорого никто не собирался, но об образование отец, конечно, думал.
Когда ЯК умер, оказалось, что у него нет никаких сбережений, все уходили на неработающую жену и дочерей. Похороны и поминки оплатил работодатель.
На похоронах жена шептала: «Как он мог, как он мог...».
А на поминках мы узнали, что старшая дочь была неродной для ЯК. Он женился на женщине с ребёнком и обещал растить ребёнка как родного.
Но то были обещания молодого и красивого юноши молодой и красивой девушке.
А в гробу лежал пожилой и уставший человек, и у гроба причитала грузная тетка с плохо прокрашенными волосами, ее утешали две рослые девицы и прыткий юноша, судя по всему, зять-аспирант.
Ирина К. написала к статье о мудрости комментарий:
Вдова ЯК тоже чувствовала себя всеми обманутой, ведь она же вложилась, и ей же обещали!
На поминках вдова рассказала, что у работодателя просила матпомощь, но ей отказали.
- Выпили все соки и выбросили помирать, - говорила вдова.
Коллеги ЯК шептали, что большую часть времени ЯК подрабатывал налево.
- Высосала из мужика все соки, а теперь денег просит. Пусть идёт работать, - сплетничали коллеги про вдову.
Сплетничали не от зависти, а из жалости. Я ни разу не видела ЯК уходящим домой. Он работал, когда мы приходили в офис, и работал, когда мы покидали его. Иногда мы задерживались допоздна, но позже него уйти никому не удавалось. При той компании была столовка - он там и завтракал, и ужинал.
Кто-то сказал, что ЯК не хотел идти домой. И глядя на вдову и дочек, а главное, на прыткого юношу, мы понимали, почему.
Помните у Окуджавы: не обещайте деве юной любови вечной на земле?
Не потому, что нет вечной любви. Вечная любовь может и существует, нет вечно юных дев и юношей.
Мы даём обещания молодыми и красивыми, а исполнять их приходится старыми и уставшими, да ещё и не всегда здоровыми. А главное, перед кем исполнять? Перед уже чужими людьми - тоже старыми и уставшими, которых трудно любить. А иногда и видеть их не хочется.
Я не ратую, чтобы женщины обязательно работали. Это счастье - просидеть дома всю жизнь, занимаясь таким приятным для любой женщины удовольствием, как обихаживание своей квартиры и забота о близких. На самом деле счастье, не меньшее, чем вечная любовь.
Но обещание весной любви невыполнимо. Как невыполнимы обещания юных дев всегда оставаться юными. Вы можете обещать мужу, что навсегда сохраните тонкую талию и свежее лицо? Не можете? Вот и вам ничего обещать не могут.
Ради счастья можно рискнуть. Но это будет именно риск, а не получение обещанного.