Информация и методика, изложенная ниже, конечно больше подойдет меломанам, которые подают музыку на акустическую систему от компьютера, используя те или иные проигрыватели. Но все, что написано ниже, справедливо и для тех, кто слушает музыку с CD/DVD или виниловых пластинок. Речь пойдет о настройке акустики в помещении.
Прежде всего надо определиться с главным — что мы хотим слушать? То, что нам нравится как нравится, или то, что и как записано на оригинальном диске? Для тех, кто любит и привык слушать так, как ему нравится, используя эквалайзер и считающих «сам себя звукорежиссером» эта информация практически бесполезна. А для тех, кто хочет слушать музыку в таком виде, как она создана на фирме звукозаписи — возможно эта информация будет очень полезной.
Если винодел создает то или иное вино, которое имеет индивидуальный вкус, цвет, своеобразный вкусовой букет, то такое вино является эксклюзивным и имеет свое название. Любитель вина, покупая бутылку вина Алиготе, не станет добавлять по своему усмотрению в этот оригинальный напиток немного сахара, спирта, той или иной пряности. А если кто-то посчитал, что эти добавки улучшают содержимое бутылки, которую он купил, то в полне возможно, что в результате этих добавок получится не плохой напиток и который будет нравится этому автору, но это уже не будет тем вином под названием Алиготе, которое он купил. Это будет некий напиток и не более, несмотря на то, что этому автору этого напитка он будет очень нравится и ему будет казаться, что это супер и так надо.
Ну а чем этот пример отличается от того, что меломан, имеющий в своем распоряжении электронное устройство под названием Эквалайзер, может по своему усмотрению изменять энергетический баланс спектра той или иной записи, менять тембр голоса того или иного исполнителя, менять тембр того или иного инструмента и при этом считать, что так и надо? Не один человек трудился над созданием того или иного альбома, начиная от музыкантов, которые настраивали свои инструменты под определенное звучание с определенным тембром, а команда звукорежиссеров из записей каждого инструмента, исполнителя создавала уже общую оригинальную запись с определенным тембром, балансом мощностей спектра этой общего трека записи и т. д. А тут «сам себе звукорежиссер» взял эквалайзер и по своему усмотрению изменил оригинальную запись. И теперь он слушает что? Слушает качественную музыку на качественных колонках? И что тогда, в этом случае, называть качественной музыкой, а зачем качественные колонки и усилитель? Купил то, что попроще, поставил эквалайзер и делай что хочешь с фонограммой по своему усмотрению и считай это качеством.
У каждого свои критерии в этом плане, а я считаю, что надо слушать ту фонограмму, которая создана коллективом авторов на студии или фирме звукозаписи и является ОРИГИНАЛОМ, а не ту, которая получается после регулировки спектра фонограммы эквалайзером, изменяя тембра, баланс мощностей звукового спектра от записи к записи, от прослушивания к прослушиванию.
Очень очень очень давно, когда Луна была еще молодой, был принят некий международный стандарт, который был призван обеспечивать то звучание виниловой пластинке на том или ином усилителе и акустических колонках, который бы приближал это звучание к оригинальному звучание фонограммы, которая есть на студии звукозаписи и которая лежит в основе записи на виниловые или на CD диски. Этот стандарт включал в себя как АЧХ корректора записи, так и АЧХ корректора воспроизведения. На рисунке 1 представлены эти АЧХ :
Если АЧХ корректора записи полностью зеркальна АЧХ корректора воспроизведения, то результирующая АЧХ (2) имеет представленный вид и гарантирует слушителям, что поступающая музыка из АС почти полностью соответствует той музыке, которая есть на ОРИГИНАЛЕ в фирме звукозаписи. И не важно какая музыка записана на диске - Рок, Джаз, Поп или иная. Плоская и линейная во всем звуковом диапазоне результирующая АЧХ гарантирует достоверность и качество ДОНЕСЕНИЯ до ушей слушателя качественной музыки, музыки в том звучании, в котором она была записана и есть на ОРИГИНАЛЕ. Но поскольку корректоры записи выпускают или создают в одних организациях, а корректоры воспроизведения создают в иных организациях, а сами звукосниматели изготавливают другие фирмы, то о такой идеальной результатирующей АЧХ как показана на рисунке, можно только мечтать. А если результирующая АЧХ будет иметь "неуставные" подъемы или завалы, горбы в своей АЧХ, то говорить о том, что в наши уши из колонок влетает качественная музыка уже не корректно.
ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ С ПОДАЧЕЙ СИГНАЛА ОТ КОМПЬЮТЕРА.
При прослушивании музыки скаченной из Интернета или перезаписанного с того или иного CD диска, мы воспроизводим этот музыкальный файл формата MP3, WAV, FLAC и другие через тот или иной музыкадльный произрыватель, который имеется у нас на компьютере и таких проигрывателей достаточно много. Музыка из этого виртуального проигрывателя поступает или сразу в компьютере на ЦАП и потом на внешний усилитель или по кабелю HDMI поступает на внешний ЦАП, а уже с него аналоговый сигнал поступает на аналоговый усилитель и от него на АС. Ну в общем то где то так. И встал вопрос - а как воспроизводят музыку эти виртуальные компьютерные проигрыватели вместе с АС? С каким качеством? И вопрос - как произвести такую диагностику в домашних условиях без особых затрат? Методика проверки достаточно простая - надо взять звуковой файл с записью Белого шума. Белый шлум это такой сигнал, котрый содержит все частоты звукового спектра и при этом энергия у всех этих частот одинакова. Пример такого спектра Белого шума представлена на рисунке 2.
Как мы видим, во всем звуковом диапазоне на любой частоте уровень мощности этой частоты одинакова. Следовательно, если этот "музыкальный файл" через проигрыватель подать на АС, то анализатор звукового спектра должен был бы показать аналогичную картинку распределения мощности - плоско и ровненько по всему звуковому диапазону. Но что это будет именно так - мечтать по меньшей мере наивно как и наивно мечтать о том, что невеста в ЗАГСе будет тебе идеальной женой. Попробуем это проверить на разных произрывателях на компьютере. Сигнал подается от компьютера по кабелю HDMI на внешний ресивер с достаточно приличными параметрами. Ниже вподряд будут представлены картинки акустического анализарора спектра при воспроизведении одной и той же фонограммы. Разница по мощности в 5 дБ соответствует разнице 3,2 раза, в 10 дБ соответсвует разнице в 10 раз, в 15 дБ соответсвует разнице в 35 раз, в 20 дБ соответствует разнице в 100 раз, в 25 дБ соответствует разнице примерно в 300 раз по громкости. Ну это так, для справки.
Разница берется приблизительно от среднего уровна ВЧ исреднего уровня НЧ диапазона.
И музыка с каждого проигрывателя как бы "играет" и как бы не плохо, но каждый проигрыватель почему то изменяет энергетический баланс музыкальных записей и, при этом, примерно с одинаковыми тенденциями - энергетический спектр записи на низкой частоте проигрыватели занижают, а верхнюючасть спектра проигрыватели поднимают по мощности относительно средней части. Почему так происходит - лично мне неизвестно. Но факт остается фактом - произрыватели на компьютере вносят значительные изменения в баланс энергетики той или иной музыкальной фонограммы вне зависимости от стиля музыки.
Самое интересное, что как то "в лоб" не нашел встроенных эквалайзеров "в тело" программ большинства музыкальный проигрывателей. Эквалайзеры как индикаторы есть у многих, а эквалайзер для настройке выходного сигнала есть не у всех проигрывателей. Такой и достаточно хороший эквалайзер есть у проигрывателя AIMP. Достаточно хороший проигрыватель и который так же анализирует спектр музыкальных записей, работает со многими форматами.
Сама настройка сводится к тому, что в качестве музыкального файла используется файл с записью Белого шума, контроль осуществляется анализатором звукового спектра, а регулировка и установка более-менее плоской АЧХ производится эквалайзером этого проигрывателя. И не надо думать, что чем дороже колонки, тем лучше у них характеристика и эта АС будет у вас дома звучать замечательно. Увы, это не так. Во первых, у некоторых АС приводится только частотный диапазон, реже приводится неравномерность АЧХ в этом диапазоне и все. Но мы не можем знать при каких значениях завала АЧХ на НЧ и ВЧ определяется полоса АС (встречалось данные и по уровню -6 дБ, и по уровню -12 дБ), а неравномерность АЧХ в полосе может достигать и -+10 дБ. Но если даже купить фантазийную АС с полосой от 25 Гц до 25 кГц с затуханием по краям диапазона по уровню -3 дБ и неравномерностью АЧХ в заявленном диапазоне -+2 дБ, то и это не гарантирует того, что у вас дома эти колонки обеспечат высокое качество достоверности музыки и которое соответствует тому качесчству, которое есть на ОРИГИНАЛЬНОЙ записи. Качество "перевода" электрического звукового сигнала, подводимого к АС, в акустический сигнал зависит от качества колонок, ее параметров. А вот то, что влетает нам в уши уже зависит как от самих колонок, а так же и от: Площади помещения, Объема помещения, Размещения АС в помещении относительно места прослушивания, Коэфициента отражения акустических волн от потолка, пола, стен. Если учесть, что скорость звука порядка 330 метров в секунду, то в ушах происходит сложение прямых акустических волн из колонок с отраженными акустическими волнами от любых поверхностей помещения и мебели. И в какой фазе они складываются - одному Богу известно поскольку и помещения разные и мебель разная. И наша задача в этой настройке состоит в том, что бы создать эквалайзером ОТНОСИТЕЛЬНО плоскую АЧХ при воспроизведении АС сигнала Белый шум. Идеально, конечно, не получается, но относительно ровная по горизонтале как то случилась.
Конечно, эта не та АЧХ (2), что есть на рисунке 1, но она гораздо лучшая, чем АЧХ этого проигрывателя без коррекции эквалайзером.
Теперь можно и нужно такое положение уровней эквалайзера в проигрывателе AIMP запомнить и больше их не трогать. Настройку плоской АЧХ надо производить при установленных регуляторах тембра на усилителе в положении "0". Есть небольшой подъем АЧХ на частотах 10 кГц - 18 кГц, но такой подъем я оставил для себя специально.
Что получилось с настройкой эквалайзера показано на рисунке ниже, но это для конкретных АС и конкретного помещения. Такую настройку надо проводить под каждую АС и под каждое помещение.
Теперь слушаю все свои музыкальные файла с компьютера только через этот проигрыватель. Звучание изменилось и стало более "глубокое", если так можно выразиться (по моим личным ощущениям и не более).
Для проверки и настройки внешним эквалайзером музыкального воспроизведения от внешнего CD/DVD проигрывателя надо записать этот файл с Белым шумом на CD диск и проиграть его на CD/DVD пригрывателе с контролем акустическим эквалайзером АЧХ воспроизведения этого файла.
Если у вас виниловый проигрыватель, то надо принять за основу то, что у вас с выхода проигрывателя или с внешнего корректора поступает на вход усилителя идеально-стандартный сигнал. Взять и подать на линейный вход усилителя сигнал с Белым шумом и с помощью акустического анализатора спектра внешним эквалайзером настроить наиболее плоскую АЧХ звучания колонок и больше эквалайзер не трогать.
Конечно, точность измерения АЧХ, качество сигнала Белого шума - не являются юстированными и абсолютно точными. Но осуществить такую, пусть и приблизительную, настройку домашней системы звуковоспроизведения вполне можно.
Кому интересно, в комментариях могу сообщить какими программами я пользовался.
Все, что написано выше, является сугубо моим личным мнением и не более.