Найти в Дзене

Социальная ответственность в бизнесе и управлении аудиовизуальной сферой. Нормативная база.

Картинка из интернета
В начале ХХ века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Эндрю Карнеги вложил 350 млн. дол. В социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Рокфеллер пожертвовал 550 млн.дол. и основал фонд Рокфеллера. Эдвард вуд – руководитель

Картинка из интернета

В начале ХХ века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Эндрю Карнеги вложил 350 млн. дол. В социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Рокфеллер пожертвовал 550 млн.дол. и основал фонд Рокфеллера. Эдвард вуд – руководитель предприятия в 1936 году упомянул «те широкие социальные обязательства, которые невозможно выразить математически, но можно считать тем не менее имеющимипервостепенное значение». Вуд имел в видо сильное косвенное влияние общества на организацию, функционирующую в данном обществе.Не легко измерить количественно или интерпритировать экономические затраты –выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Но в те времена эти концепции не получили своего должного развития, в силу того, что в америке была Великая депрессия 30-х гг. и главной заботой американских предприятий было элементарное выживание.

Концепции социальной роли стали постепенно изменяться в 50-х гг. Отчсти это было обусловленно развитием сотрудничества между бизнесом и правительством во время второй мировой волны и «холодной войны». Был создан комитет по экономическому развитию. Таким путём расширялось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики.

Именно в 50-е гг., появился первый труд на темы социальной ответственности. В книги «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а создание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды для общества.

Есть две позиции. Первая истинная роль бизнеса – «в использовании его энергии и ресурсов деятельности, направленной на увеличение прибыли». Организация выполняет чисто экономическую функцию производства продукции и услуг.

Вторая позиция - организация - это нечто больше , чем экономическая целостность. Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относят - общины, потребители , поставщики, средства информации.

Организация должна направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организация должна ответственно действовать в таких сферах как защита среды обитания, здравохранение и безопасность, защита интересов потребителя.

Социальная ответственность - определённый уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

· собственные программы компаний;

· программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

· программы партнерства с некоммерческими организациями;

· программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

· программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или услуги.

5. Освещение деятельности компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг.

«Давосский манифест»

Нужно отметить, что в 60-70-ые годы прошлого века обсуждалась новая концепция общественного договора, а социальный бизнес становится массовым явлением на Западе. В этом отношении примечательным является принятие «Давосского манифеста» в 1973 году. Согласно этому манифесту, «Генеральная задача руководства предприятий – служить клиентам, сотрудникам, кредиторам и обществу, приводить к компромиссу их противоречивые интересы».

Социальная ответственность должна удовлетворять основным положениям Давосского манифеста, в частности она «касается отношений не только с их клиентами и работниками, но и с другими группами, а также отношения к потребностям, ценностям и целям общества». Поэтому в качестве важного элемента социальной ответственности рассматривается не только признание интересов всех заинтересованных сторон, но и учет этих интересов, который может принять форму социального контракта между обществом и корпорацией.

заключили настоящую Хартию об основополагающих социальных принципах ведения бизнеса, которым мы намерены добровольно следовать.

Социальная миссия бизнеса

Свою социальную миссию мы видим в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Мы убеждены, что:

- предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность равнозначны, не противоречат, а дополняют друг друга;

- разумная, сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей, компаний и бизнес – сообщества в целом;

- достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов возможно только на основе разумного баланса интересов наших акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других сторон, затрагиваемых нашей деятельностью;

- принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями - не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и полезна для общества в целом;

- важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, в основе которой - демократия, соблюдение гражданских прав и свобод, включая право частной собственности, равенство возможностей, уважение человеческого достоинства и приоритет закона.

- взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе.

Основные принципы

Экономическая и финансовая устойчивость

В свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции – сила и основная ценность предпринимательства.

Мы выступаем за ответственную свободу предпринимательства, добиваемся долгосрочного и устойчивого развития своих компаний, высоких финансовых результатов, которые создают основу рентабельного развития, а, следовательно, для роста занятости, экономического и социального благополучия страны.

Мы – ответственные налогоплательщики и, тем самым, делаем вклад в укрепление государства.

Качество продукции, взаимоотношения с потребителями

Смысл нашей деятельности - в надежном и качественном удовлетворении запросов и ожиданий потребителей наших товаров и услуг.

Мы придерживаемся принципов справедливого ценообразования, добросовестной конкуренции и рекламы, соблюдения этических норм ведения бизнеса.

Мы стремимся производить только качественные товары и услуги, благоприятные и безопасные для здоровья потребителей.

Мы используем в своей деятельности безопасные и надежные товары и услуги.

Взаимоотношения с работниками

Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет, и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам.

Мы признаем трудовые права работников как неотъемлемую часть прав человека. В своей деятельности мы соблюдаем установленные законом права работников в сфере труда, признаем право работника на достойное вознаграждение за результаты труда, содействуем предотвращению любых форм дискриминации и принудительного труда, способствуем раскрытию профессиональных и личных способностей наших работников, поддерживаем их участие в решении принципиальных вопросов развития предприятий.

Мы признаем наемных работников важнейшим активом компании. Мы содействуем раскрытию профессиональных и личных способностей и расширяем возможности наших работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду.

Права человека

Мы признаем неприкосновенность прав человека, не допускаем их нарушения, поддерживаем соблюдение любых прав человека, имеющих отношение к деятельности компаний.

Экологическая безопасность

Мы считаем сохранение природной среды важнейшей общечеловеческой ценностью.

Мы поддерживаем меры по защите окружающей среды; по достижению экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов, а также их повторному использованию и утилизации отходов.

Мы стремимся делать реальные шаги по сохранению природной среды.

Мы используем наши знания и опыт в области экологической безопасности и сохранения здоровья для улучшения безопасности и благополучия граждан на территориях размещения наших производств и в обществе в целом.

Участие в развитии местного сообщества

Мы понимаем, что наши компании и наши работники - неотъемлемая часть общества и придерживаемся принципов корпоративного гражданства.

Мы поддерживаем в доступных для компаний формах усилия власти и гражданские инициативы в области экономического, социального и культурного развития территорий размещения наших предприятий, укрепления демократических основ общества, защиты гражданских прав и свобод, права частной собственности.

Мы принимаем участие в решении общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне.

Заключительные принципы

Мы считаем, что настоящие основополагающие социальные принципы в равной степени применимы к деятельности любой компании, организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Мы понимаем, что данные принципы должны быть интегрированы в процессы принятия решений в наших компаниях; эта работа носит долговременный характер, требует целенаправленных усилий, постепенного и последовательного продвижения.

Мы ставим перед собой только ясные, измеримые, достижимые и непротиворечивые экономические, социальные и экологические цели и добиваемся их достижения.

Мы ясно понимаем свою экономическую и социальную роль и возлагаем на себя ответственность, в пределах которой мы отвечаем за последствия наших решений и действий.

Мы стремимся к тому, чтобы наша деятельность была открытой и прозрачной.