Погода внезапно резко испортилась. В наших краях так часто бывает.Небо затянуло тучами, ветер закрутил снежные хлопья и плотно залепил ими оконное стекло.
В комнате потемнело. Оторвавшись от книги, иду в мамину комнату. Мама сидит на кровати, пытаясь разглядеть круговерть за окошком.
-А я подумала, ты ушла и я одна дома, -облегченно вздохнув, проговорила она.
-Я бы предупредила, что ухожу. Обедать пора. Как на это смотришь?
-Давай перекусим, раз пора.
Мама в еде неприхотлива. Немного куриного супа, каши, пюре из картошки с морковкой, совсем чуть-чуть протертого мяса или рыбы Единственное, что обязательно должно быть - это хлеб. Немного, пара кусочков, но обязательно.
Мама часто рассказывала про хлеб, который по карточкам в первые послевоенные годы давали. Размером с кусок хозяйственного мыла, но тяжелый из-за лишней воды.
-Несешь его, бывало, капли слизываешь, а они сквозь пальцы норовят утечь. До дома полкуска донести получалось только. А еще корочку на утро на завтрак от себя припрятать надо, иначе совсем голодная останешься. А я рассказывала тебе…
МАМИНЫ РАССКАЗЫ
Странный гость
Зима была, наверное, уже 43-44 года. Не помню точно. Мы тогда ,можно сказать, хорошо жили.Маме в колхозе телку дали. На налоги-то каждый день надо было чуть не ведро молока сдать, но и нам немного оставалось. Картошка своя. На трудодни зерно выдавали. Животы к спине прилипать перестали.
Деревня наша на берегу реки, вокруг тайга северная, не хуже сибирской. Зимой снегом все переметало. Тропку в школу каждое утро протаптывали. По лугу-то километров 5, а по дороге все 7 было идти…
Да не про то хотела рассказать. Через нашу деревню иногда прогоняли этапы. Конвойные-то сами останавливались в домах у дороги, а людей распускали. Сбежать никто никогда не пытался. Места глухие, в лесу зверья развелось дикого много. Куда сбежишь-то?
Вот и ходили люди по деревне, спрашивали, не даст ли кто кусочек хлебушка. Мама всегда давала, что могла. Знала, что такое голод. Да и просили за ради Хр”ста, как откажешь.
Как-то я дома одна была. Слышу, кто-то в сенях топчется. Потом дверь открылась. На пороге мужчина стоял. Высокий, видно, что сильный. Я перепугалась, к стенке прижалась. А он что-то говорит на непонятном языке. Я только глазами хлопаю да от страха еще сильнее в стенку вжимаюсь
Он умолк. Гляжу, слезы у него на глазах. Уходить собрался, да увидел около печки блюдечко с молоком, что для кошки стояло. Наклонился, поднял это блюдечко бережно, молоко выпил, аккуратно на то же место блюдце поставил и вышел.
Тут я словно очнулась. Схватила какую-то тряпочку, остатки хлеба в нее да картошки штуки 3-4, что было, завернула и бегом на двор. Тот человек за ворота уже выходил. Сунула узелок ему в руки и домой бегом.
Вот и такое было...
Понравился рассказ? Ставьте лайки, подписывайтесь.