«Интервенция» (1968) Геннадий Полока
Фильм по пьесе Льва Славина, снятый в 1968 году, но дошедший до зрителя только в 1987.
Сама пьеса, написанная драматургом в 1932 году, получила известность и популярность. Поставлена в театре имени Вахтангова уже на следующий год Рубеном Симоновым (тот самый Симонов, который работал с Евгением Вахтанговым и даже играл небольшую роль в его культовой «Принцессе Турандот»).
В 1967 году пьеса «воскресла» к 50 летию великого Октября. Поставил ее Валентин Плучек с легендарными Анатолием Папановым, Верой Васильевой, Татьяной Пельтцер и молодым Андреем Мироновым.
Произошло триумфальное возвращение теста на сцену и, естественно, экранизация была делом времени.
Взялся за адаптацию истории Льва Славина для большого экрана Геннадий Полока.
В первую очередь он известен как создатель фильма «Республика «ШКИД», который всех поразил смелостью темы и глубиной понимания неоднозначного материала. Речь шла о беспризорных подростках с подворотен Петрограда, которых нужно было чему-то учить в школе, отбивая от «злых» улиц.
После этого творческого успеха, он взялся за пьесу Льва Славина, вновь про события революции.
Сюжет пьесы таков. Действия происходит в 1919 году в Одессе. Город держат белые, но вокруг все ближе и ближе красные отряды с их неуловимым командиром Бродским (фамилия комиссара очень даже ошарашила при просмотре). За него даже назначен выкуп - большая сумма денег.
Главный герой Мишель Воронов (Владимир Высоцкий) - работает репетитором у банкирши мадам Ксидиас (Ольга Аросьева) и занимается ее сыном-лоботрясом (Валерий Золотухин).
Городом заправляет некий Филипп (Ефим Копелян) - криминальный авторитет. Невероятно жуткий тип и неприятная личность. Сыграл эту роль актер великолепно.
Дальше последует ряд событий с предательствами, подкупами и остросюжетными неожиданными моментами, которые не заставят скучать на протяжении всего фильма. Высоцкий как всегда на высоте. Поет он здесь всего одну песню, но в самый тяжелый момент, а в целом, можно назвать его стержнем фильма.
Также в фильме целых 4 роли исполнил Сергей Юрский и очень уморительно. За комедийную часть здесь выступал он и это нужно обязательно увидеть!
Первоначально фильм назывался «Величие и падение дома Ксидиас», но в последствии изменился на более понятное и революционное.
Давайте вспомним, что означает слово «Интервенция».
От лат. interventio — вмешательство. А шире - военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
Не будем углубляться в дебри истории, кто-то и так все знает, кто-то с удовольствием освежит воспоминания, но с точки зрения исторической смотреть интересно и познавательно. Можно по-разному относиться к тем событиям, но авторы стараются вместе с создателем пьесы (а Лев Славин участвовал в создании сценария) охватить хаотичность и неоднозначность происходящих тогда событий.
Может быть, за такую вольность и смелость в манере повествования фильм и был запрещен сразу же к показу.
Вот какого вердикта удосужился фильм и вместе с ним вся рабочая группа:
«Фильм „Величие и падение дома Ксидиас“ является очевидной творческой неудачей киностудии „Ленфильм“ и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты».
Были попытки режиссера, а также Золотухина и Высоцкого спасти картину, заступиться за нее, но в итоге он был отправлен на полку как «политически и художественно чуждый». Поговаривали, что фильм также не понравился и самому автору пьесы - Льву Славину.
Также одной из причин неудач картины считают ее очень сложный для экранизации жанр - буфф. Это один из самых широких жанров театрального искусства. Принадлежащий к «легким» жанрам, буфф может включать в себя комедию, трагикомедию, фарс, черты комедийной оперы, даже элементы кабаре.
Фильм стилизован под театральные представления начала 1920-х годов, в том числе постановки Всеволода Мейерхольда. Мы мало видим съемок на натуре, в основном это все в павильоне, декорации нарочито неестественные, мы бы даже сказали цирковые. Актеры играют порой максимально преувеличено, что обусловлено рамками и условиями жанра. В общем, как интересного, так и неожиданного много.
Восстановлен и выпущен фильм на экраны только в 1988 году во время Перестройки.
Часть пленки была испорчена, потерян звук, поэтому для восстановления понадобилось много сил и времени. Но в итоге картину снова увидел зритель.
Нам она показалась очень интересной, хотя местами чувствуется нестыковка в монтажных склейках и отсутсвие цельности происходящего действия. Но, может быть, это также обусловлено правилами жанра буфф-представления.
Имеешь другое мнение? Расскажи в комментариях
Подписывайся, ставь лайк и участвуй в обсуждении!
Пишем только о качественном кино, которое ТЕБЕ точно ПОНРАВИТСЯ!