Очередная поездка фотоклуба на пленэр назревала давно... Стосковавшись по открытому пространству, творческие души рвались из душного города на волю, в донские пампасы. И остановить их в таком состоянии было не под силу даже обычной для наших мест летней жаре...
Дорога нас вела в окрестности Белой Калитвы, один из самых интересных уголков Донского края. Хорошо зная эти места, я разработал интересную программу для фотографов. Моим коллегам придётся взбираться на крутые склоны, спускаться в глубокие расщелины, преодолевать густые заросли и открытые пространства в погоне за эффектным фотоснимком. Им предстоит постоянно варьировать технические параметры съёмки, чтобы получить качественный снимок, автоматический режим тут неприемлем. А усложнит весь процесс то, что снимать придётся в жёстком темпе реального похода в составе группы, состоящей из фотографов с различными индивидуальными фотографическими предпочтениями, и при этом все объекты съёмки заранее неизвестны участникам, а в большинстве случаев неожиданны в своих сочетаниях.
Тут необходимо сделать уточнение. В данной статье будут отсутствовать описания всех замечательных памятников природы, истории и культуры, которые были в программе поездки, зато будет много слов о фотографии, разных фотографических терминов и моих личных суждений. И все фотографии, иллюстрирующие это путешествие, никоим образом не относятся к художественной, творческой фотографии. Это просто мои иллюстрации к рассказу.
Ранним утром мы мчимся в автобусе по трассе М-4, проезжаем поворот на Волгоград и через полчаса въезжаем в Белую Калитву. Проехав через город, останавливаемся у подвесного мостика через Калитву.
Наш первый пункт — Пигарка. Здесь сказочно красиво: скалы, пороги в реке, зелёные берега и сама река Калитва с подвесным мостом. На мне сегодня двойная нагрузка: кроме съёмки наравне со всеми, нужно ещё снять фоторепортаж об этой поездке.
Подвесной мостик — благодатный объект для съёмки. Тросы, светлое дерево настила и относительно тёмная растительность идеально концентрируют взгляд на группе, переходящей мост. Немного мешает серый трансформатор подстанции, но от него уже никуда не деться...
Ещё одно замечание. Все снимки в этой статье без малейшей кадрировки. Это полные кадры, в которых из компьютерного вмешательства присутствуют только операции определения точки белого/чёрного и контраста внутри RAW-конвертера.
Чтобы снять кадр с видом на Пигарку с мостика, надо исключить из кадра небо. Сегодня пасмурно, и перепад яркостей настолько велик, что матрице фотоаппарата его не воспроизвести. Что-нибудь обязательно уйдёт в брак: либо будет белая проплешина вместо неба, либо зелень берегов уйдёт в глухую черноту. Лучший способ — использовать стандартную серую карту для замера экспозиции, но не у всех путешественников она есть! Есть одна хитрость: использовать зелень вместо серой карты. Количество отражённого света от зелёной травы или листвы составляет те же 18%, что и от стандартной серой карты! Делаем замер, исключаем небо и получаем вот такой снимок «Донской Швейцарии». Зная эти хитрости, стоит не забывать и о творческих вещах — я имею в виду композицию и «литературу» снимка...
Мы перешли через мостик, прошествовали по зарослям, перелезли через трубу и вышли на берег Калитвы ниже бывшей плотины пигарёвской мельницы. Спустившееся с Авиловых гор коровье стадо бодро прошествовало мимо нас, погрузилось в реку и предалось тихим коровьим радостям.
Теперь наша задача — сделать снимок с коровами. Причём не снимая их «в лоб», а стараясь сделать это более–менее поэтично. Самый простой вариант — использовать длиннофокусный объектив. Откроем диафрагму побольше, правильно определим экспозицию, точку фокусировки, и получится такой вот простенький снимок с налётом романтики...
Вся резкость в этом снимке на переднем плане на береговой растительности: рогозе, камыше и цветке сусака. Фоном же служит коровье стадо в воде, и степень его неконкретности достаточна, чтобы понять, что это такое. А построение кадра заставит остановить взгляд на соцветии сусака. И получается спокойная идиллическая картинка из сельской жизни...
...Тем временем одна из коров откололась от стада и подошла к берегу. Она оказалась в очень хорошей точке пространства — голова её очутилась в месте, куда сходились все линии, образованные объектами пейзажа — берега реки с тополями и скалы. Даже пучок камыша в воде и растения на берегу своими листьями вели в эту точку! Самое верное — усилить все эти линии применением самого маленького фокусного расстояния объектива и приблизившись к парнокопытному. Получился немного необычный по содержанию снимок, даже немного интригующий: зрителю остаётся только фантазировать, что же привлекло внимание коровы? Можно даже назвать эту фотографию «Лягушка», чтобы взбодрить мозг зрителя...
Тем временем коллектив фотоклуба «Фоторостов» всё ещё приходил в себя от попадания в неожиданную обстановку. Обмен впечатлениями явно преобладал над поставленными фотографическими задачами. Да, красота и необычность Пигарки ещё ни одного моего знакомого не оставляла равнодушным!
Время поджимало. Надо было перемещаться к следующему пункту программы — Авиловым горам. Начинались крутые подъёмы по тропинкам, ведущим к вершинам этих холмов.
А оттуда открывались впечатляющие виды Пигарки, утопающей в зелени у подножия гор, реки Калитвы с коровьим стадом, порогами и подвесным мостом, микрорайона «Солнечный» Белой Калитвы с его коттеджами и многоэтажками, именуемого местными жителями «Намывом»...
Снимать такие пространства «в лоб» бессмысленно. Здесь важно выстроить планы, чтобы не получился «плоский» снимок с невнятными деталями. Я забрался на очередную вершину и стал поджидать коллег. Прямо бальзам на душу — никто не повёлся щёлкать затвором направо и налево!
Мы медленно пошли по узкой тропинке вдоль скалистого обрыва. Впереди нас ждали несколько вершин. Хорошо, что я благоразумно отказался от идеи с крутыми спусками к местным пещерам — стало заметно припекать.
Авиловы горы — относительно невысокие холмы, круто обрывающиеся к реке Калитве. А с другой стороны холмов расстилается довольно своеобразная каменистая степь. Хорошая тренировка для фотографа — переход от общих перенасыщенных деталями планов со съёмкой с высокой точки к аскетичным степным пространствам. «Переключиться» бывает довольно трудно...
Время, выделенное на Пигарку и Авиловы горы, подошло к концу. Я не без труда собрал коллег в группу, и мы отправились к автобусу лёгким путём, по дороге. Но случилось непредвиденная задержка: на пути попалось несколько жердёл с фантастически вкусными созревшими плодами. Пройти мимо было трудно: на этих каменистых склонах вкус и аромат жердёл бесподобен! Призывать к порядку было бесполезно, и мы постепенно стали выбиваться из графика...
Тем временем облака на небе развеяло, солнце стало припекать нешуточно. Обнеся деревья, фотоклубовцы заторопились в тень. Вид мальчишек, прыгающих с подвесного моста в Калитву, вызывал откровенную зависть и желание последовать их примеру. Но здесь я был твёрд и непреклонен.
Мы дошли до автобуса и через пятнадцать минут высыпали на широкий луг, с которого открывался эффектный вид на Гребенные горы...
Продолжение следует
В ближайшей фотогалерее на моём канале будут опубликованы фотографии, не вошедшие в эту статью. Приглашаю к просмотру!
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!