Найти в Дзене
Корабли вне рангов

Скаковая лошадь или Тяни-Толкай?

Как известно, британские джентльмены очень любили скачки. Но история каронимики (науки о корабельных именах) знает единственный случай, когда клички скаковых лошадей оказались начертанными на бортах боевых кораблей.

Первая мировая война потребовала от флотского начальства пересмотреть многие, казавшиеся ранее незыблемыми, взгляды. Не миновала сия чаша и британское Адмиралтейство. Ведь началу 1917 года стало ясно, что темпы строительства кораблей в Англии, особенно торговых, сильно отстают от потребностей: значительная часть квалифицированных рабочих, особенно молодого возраста, отправилась в армию, ощущалась нехватка судостроительной стали. В торговом судостроении эти сложности были на порядок более выраженными, так как большая часть имеющихся весьма скромных ресурсов направлялась на нужды верфей, занятых постройкой боевых кораблей. В сочетании с возрастающими потерями торгового тоннажа от действий германских подводных лодок, ситуация грозила стать близкой к катастрофической.

Занимавший в то время пост Первого лорда Адмиралтейства Эдвард Генри Карсон в мае 1917 года решил создать новую структуру во главе с Эриком Геддесом, которой предстояло заниматься постройкой и ремонтом как военных, так и торговых судов.

Детищем этой новой структуры стали шлюпы типа «24» (первоначально заказали 24 корабля, но позже постройку двух из них отменили). Свои имена они получили в честь скаковых лошадей, которым удалось завоевать приз Дерби. Кстати, первоначально этот тип как раз и планировали назвать «Racehorse » («Скаковые лошади»), но в Адмиралтействе сочли, что это вызовет путаницу с колесными тральщиками, названными в честь ипподромов (тип «Аскот», который часто именовали «Racecourse » — «Ипподром»), поэтому все же 21 августа 1917 года на совещании в присутствии Третьего лорда Адмиралтейства, его заместителя по вспомогательному судостроению, а также главного строителя флота приняли официальное наименование «24».

Шлюп "Ард Патрик"
Шлюп "Ард Патрик"

Заказанные в период с декабря 1916 по апрель 1917 года корабли строились в рамках «Чрезвычайной военной программы» и, в отличие от предшественников, при их проектировании делался акцент на противолодочные качества. Характерной особенностью шлюпов типа «24» стал симметричный силуэт. Прямыми были не только форштевень, но и ахтерштевень (в одном из первоначальных вариантов проекта они предполагались наклонными). Единственная труба вместе с единственной мачтой располагалась в районе мидель-шпангоута. При этом у шлюпов «Ормонд», «Ирокез», «Сильвио» и «Сэр Бивис» мачта располагалась позади дымовой трубы, то у остальных — впереди, хотя изначально планировалось, что число шлюпов с передним расположением мачты будет 12 — ровно половина от общего числа. Далее симметрично по направлению к носу и корме разместили по две надстройки и два 102-мм орудия (первоначальный проект предусматривал четыре 102-мм орудия, но обсуждались варианты и со 152-мм пушками). В итоге получился своеобразный «тяни-толкай». Считалось, что такой силуэт в сочетании с камуфляжем и фальшивыми якорями в кормовой части серьезно затруднит вражеским подводникам определение курса шлюпа.

Шлюп "Ормонд". Мачта расположена позади дымовой трубы
Шлюп "Ормонд". Мачта расположена позади дымовой трубы

Чтобы привлечь к постройке максимальное количество гражданских верфей, при разработке проекта шлюпов типа «24» руководствовались нормами британского торгового, а не военного судостроения. В частности, нумерация шпангоутов начиналась с кормы, как привыкли при постройке торговых судов, а не с носа как у военных. И, судя по всему, это был первый (но не единственный) в истории британского военного кораблестроения случай, когда нумерация шпангоутов шла не с носа.

Хотя надводный борт у них был достаточно высоким, хорошей мореходностью шлюпы типа «24» не отличались, из-за чего вскоре после окончания Первой мировой войны по большей части были переоборудованы во вспомогательные суда.

Поддержать канал