Приветствую, уважаемые читатели. Добро пожаловать на мой канал. Я продолжаю тему Куликовской битвы – каковой она была на самом деле (ну или могла быть, ибо со 100% уверенностью о том, как оно было мы утверждать не можем, а можем только предполагать с большей или меньшей вероятностью) и сколько в ней было участников.
В продолжение о численности и типе русских войск, двинувшихся за Дон.
Большинство сведений, основанных на летописных сказаниях (Никоновская летопись, Житие Сергия Радонежского, повести о Куликовской Битве, Задонщине и др.) дают картину довольно больших людских (воинских) масс, задействованных с обеих сторон – до четырехсот тысяч русских воинов разных княжеств (включая кстати литовских добровольцев, вступивших под знамена Дмитрия Московского коих называют до 70 тысяч) и чуть ли не до восьмисот тысяч воинов Мамая - сейчас называю цифры верхнего предела численности войск обеих сторон.
Непросто вообразить себе полуторамиллионную массу людей, сцепившуюся в устье Дона и Непрядвы в яростной битве – это, к слову, население современного Екатеринбурга. Впрочем, даже если брать цифры более скромные, указанные в источниках и позже заимствованные в учебной и художественной литературе достаточно велики – до ста тысяч русских и более ста пятидесяти тысяч ордынцев, но и таким образом получаются довольно внушительные цифры, превращаю Куликовскую битву в едва ли не крупнейшее сражение Средневековья на территории Европы, а уж XIV века – однозначно, оставляя далеко позади сражения Столетней войны между Англией и Францией (битвы при Кресси и Пуатье и др.) и случившуюся спустя 9 лет после Куликовского сражения Битву на Косовом поле между объединенными сербско-боснийскими войсками (с примкнувшими к ним отрядами рыцарей госпитальеров, албанцев и валахов) и османскими турками.
Согласно летописям 15 августа 1380 года пришли (кроме московского, суздальского, нижегородского, серпуховского) полки ярославского, муромского, ростовского, тверского, белозерского, смоленского и пронского князей, а к самой битве подошли даже новгородцы.
Учитывая обстановку того времени – опасность вторжения со стороны литовцев князя Ягайло, настроения Олега Рязанского, последствия недавнего разорения нижегородских земель (после "побоища на Пьяне") едва ли большинство из княжество могли отправить свои дружины в Коломну на помощь Дмитрию – необходимо было держать гарнизоны на границах, опасаясь возможного вторжения со стороны союзников Мамая. Какие-то небольшие отряды могли быть направлены (хотя бы обозначить участие), но даже в этом случае войска не могли достичь численности в 80-100 тысяч бойцов и хотя в Северо Восточной Руси было более пятидесяти городов, но крупнейшие из них – Москва и Великий Новгород по населению были не более 30 тысяч жителей. А вероятнее всего воины пришедшие в Коломну на сбор 15 августа были высокопрофессиональные солдаты. Таких с русских княжеств (прием со всех - включая Киев, Чернигов и тд) едва ли можно было наскрести 25 - 30 тысяч.
Кроме того – та скорость, с какой русские войска дошли из Коломны до устья Дона говорят о том, что русское войско двигалось очень быстро – всего десять дней понадобилось Дмитрию, чтобы привести полки к Лопасне, и двадцать (плюс минус) дней, чтобы дойти до Дона и переправиться на правый берег.
Так быстро могла двигаться только конница, причем достаточно компактная по численности. Можно было предположить, что войско могло идти по рекам – то есть водным артериям, но нигде в источниках нет упоминания об этом, а поход стотысячной армии на кораблях во-первых стоил бы громадного напряжения ресурсов, так как русские суда могли вместить максимум 30 – 35 воинов в полном снаряжении, а это значит, для переброски даже пятитысячного полка, понадобилось бы более полутора сотен судов. На их постройку, а если не постройку – то сбор, нужно большое время. А время – это как раз то, чего не было у Дмитрия и его соратников.
Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!
С уважением, Vlad Marcus.