Для привлечения посетителей в музей все средства хороши. Уже никого не удивишь использованием информационных технологий в музейной экспозиции. Но кроме них, используются и другие выразительные средства: освещение, подборка цветов, общая композиция. А среди перспективных музейных профессий неизменно находится музейный дизайнер.
Но вот с развитием технологий и распространением различных технических средств в музее возникает необходимость использовать еще и звук. Он может идти фоном, сопровождать какие-то отдельные фрагменты экспозиции или показ фильмов. Это может быть также специальное сопровождение для слепых и слабовидящих, либо для привлечения детской аудитории.
Часто ли музейщики задумываются о привлечении композиторов к созданию музыкального сопровождения экспозиции. Речь идет не об использовании классических музыкальных произведений, не о концертах и не о музеях музыки. Практически любой музей при работе над новой выставкой может задуматься не только о визуальной, но и о звуковой составляющей. И это позволяет усилить общее впечатление, сильнее оказать эмоциональное воздействие на посетителей.
Хотелось бы остановиться сейчас на музеях, чей профиль, на первый взгляд, совершенно не связан с музыкой. Так, например, некоторые военно-исторические и естественнонаучные музеи во Франции привлекли к своей работе композитора.
Предлагаю вам познакомиться с творчеством современного французского композитора Люка Мартинеза (Luc Martinez), автора музыки к фильмам и экспозициям французских музеев.
Люк Мартинез – композитор, музыкант, саунд-дизайнер, аранжировщик, создатель звуковых инсталляций. Родился 14 мая 1962 г. Живет в Ницце, где и преподает в университете. Его музыку можно услышать в следующих музеях:
- Mémorial du débarquement en Provence (Мемориал высадки союзников в Провансе 1944 г.),
- MuséoSeine (Музей морского флота департамента Сена),
- Musée de la Grande Guerre du Pays de Meaux (Музей Великой войны в Мо),
- Cité des sciences et de l’industrie (Город наук и индустрии),
- Naucicaá – Centre national de la mer (Национальный морской центр).
К сожалению, все эти музеи сейчас закрыты для посещения, поэтому мы не можем в полной мере оценить результаты совместной работы композитора и музейщиков. Тем не менее, с некоторыми работами Люка Мартинеза можно ознакомиться в следующей подборке.
Эта подборка не полная, и музыки, написанной специально для музеев, здесь не так много. Тем не менее, этого достаточно, чтобы составить представление о творчестве композитора.
Замечу, что этот пример сотрудничества оказался очень удачным как для самого Мартинеза, так и для каждого из музеев. Музыка прекрасно дополняет и эмоционально усиливает экспозицию, создавая в музее особую атмосферу.
Знаете ли вы другие примеры сотрудничества музеев и композиторов? Как вы оцениваете результаты такой работы?