Найти тему
SL

ТОР-20 эпохи ВИА

1. «Сумерки» - ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ

2. «Де че плынг китареле» – НОРОК

3. «Звёздочка моя ясная» - ЦВЕТЫ

4. «Чарi вна бойкi вчанка» - САМОЦВЕТЫ

5. «Чернобровая дивчина» - САМОЦВЕТЫ

6. «А мне-то зачем» - ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

7. «Я к тебе не подойду» - ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

8. «Оглянись во гневе» - ПОЮЩИЕ СЕРДЦА

9. «Но ты проходишь стороной» - ПОЮЩИЕ СЕРДЦА

10. «Уходишь ты» - АРИЭЛЬ

11. «Клён» - СИНЯЯ ПТИЦА

12. «Калина» - ОРИЗОНТ

13. «Давно прошло детство» - ПОЮЩИЕ СЕРДЦА

14. «Дождь» - ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ

15. «Наше лето» - АКВАРЕЛИ

16. «Тихо шепчет дождь» - ЧАРИВНИ ГИТАРЫ

17. «Ты снова мне скажи» - ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ

18. «Вокруг любви» - ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ

19. «Моя любовь жива» - СИНЯЯ ПТИЦА

20. «Марафон» - ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ

«Сумерки»: музыка – Анатолий Васильев, текст – Константин Рыжов. Вокал – Евгений Броневицкий.

«Де че плынг китареле» («О чём плачут гитары»): музыка – Михай Долган, текст – Ефим Кримерман. Русскоязычные кавер-версии – ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ («О чём плачут гитары» и «В платье белом с пояском»), ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА («Взявшись за руки вдвоём») плюс новодел от реанимированного НОРОКа.

Оба зонга – коннотация с периодом прото-ВИА, когда «движение» уже сформировалось, а стиль – ещё нет, и ясности с этим не было. Пройдёт ещё несколько лет, и стиль появится, пусть аморфный, эклектичный, много чем разбавленный.

«Звёздочка моя ясная»: музыка – Владимир Семёнов, текст – Ольга Фокина. Что бы там ни говорили «музыкальные критики», а ранние ЦВЕТЫ – детище Владимира Семёнова и Сергея Дьячкова – вполне себе укладываются в рамки ВИА-кора, и замечательный вокал Александра Лосева тому не помеха.

«Чарi вна бойкi вчанка»: музыка – Алексей Сердюк, текст – Мирослав Воньо (по другим данным – Воне). Украинские «западенцы» - музыкант-саксофонист Алексей Сердюк (правда, уроженец Донбасса) и поэт Мирослав Воньо (Воне) подарили своё творение САМОЦВЕТАМ, гастрольный маршрут которых пролёг через Львовскую область, и проснулись, не без помощи «Мелодии», знаменитыми.

«Чернобровая дивчина»: музыка – Рудольф Мануков, текст – Татьяна Сашко. Версия ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ с вокалом Александра Лермана тоже хороша. Но у САМОЦВЕТОВ эффект усиливается благодаря корреляции с украиноязычными «Чарiвной бойкiвчанкой» (см. выше) и «Вербой» (музыка Эдуарда Ханка, текст Юрия Рыбчинского), а если смотреть шире - со всем материалом первого «гиганта» - 13-ти-трекового в моно-варианте и 10-ти- - в стереофоническом переиздании. Язык русский, но «кобзарь» понятно откуда взялся.

«А мне-то зачем»: музыка – Павел Слободкин, текст – Леонид Дербенёв. В пластиночном варианте – вокал Александра Ба(ы)рыкина. Первоначально текст (Виктора Дюнина; а пел Юрий Петерсон) был иной:

«Парень простой я и обычный,

может быть, даже симпатичный.»

Но он-то всё и портил, - слишком уж это по-детски. У Леонида Дербенёва подобных огрехов нет, но это ещё не значит, что он великий поэт.

«Я к тебе не подойду»: музыка – Давид Тухманов, текст – Леонид Дербенёв и Игорь Шаферан. Вот где вокал Лермана раскрывается во всей красе. А есть ведь и альтернативная, слегка приджазованная версия Анны Герман.

«Оглянись во гневе»: музыка и текст – Андрей Богословский. Самоцитирование – удел нарциссов, но как быть, если топы пересекаются?.. Поэтому придётся:

«Оглянись во гневе» держит в напряжении от первого до последнего звука. Всё здесь в гармонии - и баритон, и ф-но и брасс-фон. Но в строке «Полыхать с восходом, течь свободным рекам» происходит какой-то перелом, - певец Николай Жучкевич это передаёт с филигранной точностью, - как будто рвутся путы, освобождая, наверное, душу. А что ещё?

«Но ты проходишь стороной»: музыка – Виктор Векштейн, текст – Игорь Кохановский. Стройный звуковой узор, за «драматургией» которого надёжно спрятана незатейливость обозначенного в тексте сюжета.

«Уходишь ты»: музыка – Александр Зацепин, текст – Леонид Дербенёв. Сдержанно-взрослая лирика. Лучшая вещь из саундтрека к малоприметному фильму «Между небом и землей».

«Клён»: музыка – Юрий Акулов, текст – Леонтий Шишко. Первые исполнители – ленинградский ансамбль КАЛИНКА, где работал Юрий Акулов (позже – ВЕСЁЛЫЕ ГОЛОСА). Записана дуэтом (мужской и женский голоса), а на концертах, по словам Сергея Дроздова, Акулов пел её сам под гитару. Хитом же стала перепевка СИНЕЙ ПТИЦЫ с вокалом 20-ти летнего (на тот момент) Дроздова. Кстати, ещё в 60-е под гармошки-баяны этот текст, положенный на совсем другую мелодию, пела Людмила Зыкина.

«Калина»: музыка – Микалоюс Новикас (Николай Новик?), русский текст – Юрий Кобрин. В оригинале – «Putinai »; автор литовского текста – Антанас Саулинас; исполнители - Дануте Неймонтайте с ансамблем «Estradnes melodijos » и Леонид Шумский. «Как хорошо вдвоём нам с тобой до утра» это практически «Шумел камыш». Слегка похотливый вокал здесь как нельзя кстати. И всё это приправлено неким подобием «мюнхенского саунда». Ещё один русскоязычный вариант - у украинского ВОДОГРАЯ, там несколько иначе звучит первая строка: «Вот ты опять грустишь, на душе непокой». Такая вот русско-литовско-молдавско-украинская песенка.

«Давно прошло детство»: музыка – Анатолий Днепров, текст – Владимир Харитонов Снова «мюнхенский саунд», для ПОЮЩИХ СЕРДЕЦ, славившихся своей брасс-секцией, абсолютно нехарактерный. С вокалом Славы Индрокова песня вышла на авторской пластинке Владимира Харитонова «Белые крылья», а в переиздании была заменена на другую, как и «Давай помиримся» (того же автора; в связи с его эмиграцией).

«Дождь»: музыка – Игорь Гранов текст - Онегин Гаджикасимов. Самый яркий фрагмент мюзикла «Красная шапочка, серый волк и ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ», хотя по утверждению Игоря Офицерова, песня в мюзикл (наверное, речь о сценическом, а не о пластиночном варианте) не входила. Вокал (на пластинке) – Игорь Борисов (Гейзенцвейг). По некоторым данным, он же соавтор текста.

«Наше лето»: музыка – Борис Рычков, текст – Леонид Дербенёв. Динамично, где-то даже разухабисто, с экспрессивными завываниями в припеве. Видимо, артисты ансамбля вдохновились перепевками The Les Humphries Singers и Uriah Heep. Куда более сдержанная версия ЛЕЙСЯ, ПЕСНИ здесь безнадёжно проигрывает.

«Тихо шепчет дождь»: музыка – Сергей Самоткин, текст – Виталий Линкевич. Изящный мостик между ВИА-мейнстримом 70-х и недолгим периодом пост-ВИА, в который ЧАРИВНЫ ГИТАРЫ легко и раньше других вошли, но и вышли из него раньше, банально распавшись. Правда, некоторые музыканты довели историю до логического завершения уже в КРАСНЫХ МАКАХ.

«Ты снова мне скажи» и «Вокруг любви»: музыка – Аркадий Хаславский, текст – Игорь Кохановский. Самые настоящие диско-боевики, не выпадающие, однако, из контекста слегка модернизированной ортодоксальности.

«Моя любовь жива»: музыка – Роберт Болотный, текст – Игорь Кохановский. Отличное подтверждение тому, что потенциал 70-х ещё не был исчерпан. Сергей Дроздов – вокал. Без него СИНЮЮ ПТИЦУ трудно себе представить.

«Марафон»: музыка – Аркадий Хаславский. Инструментальная композиция. Могла бы сделать честь любой рок-группе. Из контекста даже сильно модернизированной ортодоксальности выпадает напрочь. В этом топе – скорее, исключение. Но и выкинуть её отсюда рука не поднимается.

P .S . ПЕСНЯРЫ к категории ВИА относятся только по формальным признакам. Поэтому их здесь и нет.

#виа #ссср #музыка