Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Так кто же получил по физиономии у Пяти углов?

Такое ощущение, что претендентов на эту роль не меньше, чем тех, кто учил Высоцкого играть на гитаре.

Такое ощущение, что претендентов на эту роль не меньше, чем тех, кто учил Высоцкого играть на гитаре.

Автор не раз говорил, что смысла особого в этой песенке искать не стоит, это просто зарисовка о месте, где он побывал. Но начинается она с события, к которому очень хочется привязать какое-то настоящее происшествие, а, следовательно, и человека, в нем участвовавшего.

В Ленинграде-городе у Пяти углов
Получил по морде Саня Соколов:
Пел немузыкально, скандалил, —
Ну и, значит, правильно, что дали.

Достаточно подробно обо всех кандидатах рассказано в работе М. Цыбульского "Высоцкий в Ленинграде" в части, которая так и называется "Зарисовка о Ленинграде" - желающие могут обратиться к первоисточнику. Процитирую лишь резюме:

Таким образом, на звание героя песни Высоцкого претендуют двое. Один – Саша Соколов, но он по морде не получал. Другой получал, но имя его – Владимир.

        Какой из этого напрашивается вывод? На мой взгляд, только тот, что Высоцкий был поэтом, а не Нестором-летописцем. Весьма возможно, что и рассказ Соколова Сани, и злоключения Соколова Владимира отложились в его памяти, но описанное в песне ни в коем случае не следует считать документальным рассказом.

Там же, у М.Цыбульского публикуется и рассказ С. Говорухина о возникновении строфы

В Ленинграде-городе, как везде, такси, —
Но не остано́вите — даже не проси!
Если сильно водку пьёшь — по пьянке
Не захочешь, а дойдёшь к стоянке!

Без четверти двенадцать ночи мы с Высоцким вышли из "Ленфильма" к стоянке такси – она напротив. Мороз. После полуночи он начинает набирать обороты. Мимо проносятся десятки машин с зелёными огоньками. Или не останавливаются или... "В парк!" – кричит шофёр. Ног, обутых в полуботиночки, уже не чувствуем. Часа через полтора нас подобрал какой-то грузовик.

В советское время, кто еще помнит, это было самым заурядным явлением. Вообще складывается впечатление, что в СССР "сфера обслуживания", куда входят и таксисты, считала сферой обслуживания не население, а себя любимых. И продавцы, и кассиры, и швейцары с метрдотелями, и уж тем более таксисты куражились над теми, кого обязаны были обслуживать, как хотели.

Песня появилась в 1967 году. И что интересно, на публике не исполнялась долго. Несколько раз для друзей (записи у А. Щербака, И. Саввиной, А. Митты), "для истории" - у Мустафиди и Шемякина и... всё. Только в самом конце 1978 года Владимир Семёнович стал упоминать её в публичных выступлениях, да и то, чаще не как самостоятельное произведение, а в качестве подводки к другим "географическим" песням, в частности, к другой зарисовке - "Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу". Впрочем, в одном из выступлений он и "Летела жизнь" назвал зарисовкой (!) о Грозном, так что не всё так однозначно.

В Ленинграде-городе — тишь и благодать!
Где шпана и воры где? Просто не видать!
Не сравнить с Афинами — прохладно,
Правда — шведы с финнами… Ну ладно!

Вот не знал Владимир Семёнович, что не финны со шведами станут главной проблемой этого города, как и многих других городов и стран, впрочем.

А вот из черновика зачеркнутые строки:

[Лезу в забияки я не из-за молвы,
Приезжают всякие – скажем, из Москвы.
Тут и Эрмитажи вам, и…]

Ну, в общем-то, да. Туристы, они такие, везде лезут. Причем в любое время года. "При всякой погоде, раз надо - так надо!" )))

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.