Найти тему

Дзасохова Марина и Иван Стаценко

Предлагаю читателям интервью 2011 года с парой ПроАм. Материал так и не был выпущен. Готовился для издания "Белый Жанр", но был отвергнут редактором журнала (не понравился стиль изложения статьи).

Так как вариант интервью у меня сохранился только черновой, и многие моменты я с героями просто не могу уже прояснить, то пришлось эти предложения просто удалить.

Построение предложений, вопросов не стала менять умышленно.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Как долго вы стоите в паре вместе и занимались ли с детства танцами или другими танцевальными направлениями, иными видами творчества?

Марина: Мы танцуем уже 8 – 9 лет. Я танцевала раньше по любителям. В 29 лет пришла в танцы, не скажу, что это было серьезно,- я занималась 2 раза в неделю и выходила на конкурсы по E , D и C классу.

А в детстве были увлечения?

Марина: – с 6 до 12 лет я занималась балетом.

С Ваней как познакомились? Как решили танцевать именно с ним и именно ПроАм?

Марина: Я уже забыла, что такое танцы. Когда я пришла в клуб Galla Dance , мне сразу дали Ваню (в первый же день, как я пришла), и я осталась там. В нем сразу все понравилось: он очень коммуникабельный, очень позитивный, неконфликтный, очень-очень спортивный, способный и талантливый. Другие варианты я не рассматривала .

Был ли у Вас неудачный опыт партнерства, например, когда партнер ведет себя как-то не так, или обещает заниматься, а не занимается серьезно и так далее? C какими сложностями столкнулись, когда пришли в танцы?

Марина : Мне, наверное, повезло, но такого не было.

Ваня, а Вы как начинали свой танцевальный путь? Кто Ваши наставники? И почему решили работать в ПроАм?

Ваня: Я достиг уровня S класса.

Марина, хотела спросить, было ли недопонимание со стороны Ваших близких к таким серьезным Вашим занятиям, или они безоговорочно поддержали?

Марина: У меня все в этом плане хорошо складывалось, и противоречий не было. Муж много занимается спортом, он меня сразу понял и поддержал во всем. Дочь занималась бальными танцами в детстве.

Что, на Ваш взгляд, самое важное, когда начинаешь заниматься во взрослом возрасте? Как побороть себя и стереотипы?

Марина: Лучше начинать заниматься с детства, если Вы хотите заниматься серьезно. Так как и мозг так устроен, что координация движений во взрослом состоянии другая. Взрослым бывает сложно скоординировать работу мышц, сделать какие-то движения. Если заниматься для получения серьезных и высоких результатов, то лучше начинать с детства! Но, тем не менее, можно заниматься во взрослом состоянии, потому что танцевать никогда не поздно. Это здорово: положительные эмоции и спорт всегда очень полезны для здоровья. Танцы развивают человека всесторонне как личность. И это очень хорошо еще и потому, что отвлекает от быта и проблем, это как выход эмоций. Здесь есть прекрасная музыка, партнер, замечательное настроение, - от всего отвлекаешься и получаешь заряд на весь следующий день. Я, конечно, уже сама ушла далеко от того, чтобы просто приходить и получать хорошее настроение, для меня это серьезно. Но искусство танца - это наркотик, это затягивает. И меня затянуло настолько, что мне все равно, где танцевать: хобби класс, S класс, ПроАм… Лишь бы было, где танцевать! Многие называют это сумасшествием, но мы все, танцоры, немного «повернутые» на танцах.

А вы планировали когда-нибудь начать танцевать по “профессионалам”? В Европе уже был опыт, когда проам-танцовщица вышла на конкурс по латине по профессионалам.

Марина : Нет, и на это много причин. Если бы мне было меньше лет, было бы больше танцевального опыта, то я бы подумала об этом. Я не считаю себя здорово танцующей, поэтому о профессионалах не может быть речи.

Я знаю, что Вы танцуете шоу. Кто вам помогает ставить их, откуда Вы черпаете вдохновение и идеи? Поделитесь историей зарождения номера, как придумывался танец, и сколько всего у Вас есть номеров существует на сегодняшний день?

Марина: Пока у нас только один номер – румба в разных вариантах. Я очень люблю танцевать шоу. В шоу ты выражаешься как актер. В шоу это особенно ценно. Когда ты просто соревнуешься на турнирах– это нельзя назвать шоу, и это не должно быть шоу. Это другое - это уже соревновательный процесс.

Когда ты исполняешь шоу, то ты можешь станцевать что-либо медленнее, прочувственнее, «протанцовыванее» в то момент, когда это нужно и когда ты это так чувствуешь.

Шоу нам ставили Лена Хворова, Талят Тарсинов, Майкл Чапман.

У нас еще было шоу Американ смусс. Нам его ставили Чапман (??) и Ольга Форапонова. Я люблю эту программу, но из-за травмы танцевать ее больше не могу.

Цель какую преследуете, когда выступаете с такими многогранными и требующими всестороннего подхода программами?

Марина: У меня есть желание есть сделать шоу по каждому танцу из латины, по всем 5 танцам. Из соревнований я бы танцевала только шоу. Может быть , мне это надоест когда-нибудь …

А про что конкретно Ваш шоу-номер, о чем он?

Марина: У нас уже есть музыка, идеи костюмов, но в плане танцевальном хочется сделать серьезное, хочется больше игровых моментов. Есть идеи, насколько получится воплотить конечный вариант, я не знаю.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Вы танцуете вне турниров для друзей или на мероприятиях (как часто делают бальники)?

Марина: Когда мы были в "Galla Dance", мы много танцевали именно в этом клубе на мероприятиях. Мне это очень важно. А сейчас мы выступаем только на конкурсах .

Были ли у Вас ошибки в выборе педагогов? Поясню, что я имею в виду: например педагог работает с парами определенного уровня и не умеет грамотно объяснить начинающим технику или свою идею, или не понимает специфики работы с ПроАм парой, его требования не соответствуют? Или его отношение к Вашей паре, культура общения и отдача в работе не такая, как Вам бы хотелось?

Марина: Я не помню. Все мои педагоги очень профессиональны в своей работе.

Вы танцуете в России и зарубежом: где лучше выступается? Я думаю, России ПроАм имеет свои особенности. Какие плюсы и минусы у ПроАМ в России и заграницей? И почему в России мужчины не идут в ПроАМ, и стоит ли им вообще соревноваться по этой системе? Вы бы соревновались с мужчинами как ученица (“Ам”)?

Марина: Можно много говорить, сколько плюсов и минусов есть. В России хорошие турниры появляются… Но в США это более массово, более серьезный и спортивный подход, более спортивные пары. У людей более спортивный дух, потому что они приходят на конкурс за результатом.

У нас ПроАм пока воспринимается как праздник в основной массе. Хотя у многих приходит понимание, и они занимаются помногу и подолгу. Но для кого-то это так и остается хобби, но это тоже хорошо. Лично для меня танцы – более серьезное занятие, поэтому у меня к ним и к конкурсам отношение другое. Я занимаюсь помногу часов в зале, а потом прихожу на турнир соревноваться с теми, кто пришел как на праздник, и мне даже неудобно становится. Поэтому я предпочитаю американские турниры.

Но наши русские девочки уже достигли очень хорошего уровня, по крайней мере все финалистки. Что в стандарте, что в латине. И даже полуфиналисты уже очень хорошо танцуют. Они очень талантливы, и имеют такой результат даже не за счет того, сколько занимаются. У них нет времени на занятия, но они талантливы, молоды и очень хорошо двигаются.

Я считаю, что я не такая талантливая. А просто очень работящая, поэтому у меня иногда бывают провалы, иногда мы проигрываем, потому что я не могу собраться. У меня сложный характер, мне мешает. Но и нравится бороться, - у меня борьба сама с собой.

Вы часто бываете Германии (насколько я знаю), как там обстоят дела с развитием движения ПроаМ и с танцами в целом?

Марина: ПроАм там нет, там спортивное танцевание. У меня родители и семья живут в Германии, а я там бываю в гостях.

Марина, Вы пары оцениваете со стороны для себя (когда наблюдаете со стороны), как человек, имеющий долгий опыт в танцах, сравниваете их мысленно, отмечаете недостатки? Любителей, профессионалов, ПроАм-пары, может, культуру поведения вне паркета, кроме уровня танца? Я считаю,что очень упала культура у танцоров, танцы стали одинаковые у всех и спортивные, нет индивидуальности у пар и так далее…

Марина: Согласна с Вами, что и пары одинаковые, и больше спортивности в танце, и упала культура.

Могу добавить, мне очень нравилось из прошлого когда было открытое судейство. Не только по той причине, что в финале можно было и отдохнуть, что очень было бы здорово и сейчас, особеннно в ПроАм (люди взрослые, иногда хочется передохнуть, посмотреть на другие пары, если приятели танцуют).?? И еще, когда по заходам в предварительных турах пары выходили, еще когда я в любителях соревновалась. Это было намного легче, чем танцевать все танцы подряд в один заход. Что в спорте, что в ПроАм. И еще интереснее для зрителей, я думаю. А сейчас везде гонка соревнований. Я не могу влиять на этот танцевальный мир, потому что я в нем пешка.Но, думаю, это происходит из-за того, что все стремятся за экономией денег, открытое судейство и заходы отнимают время, поэтому их убрали.

Много проблем в танцевальном мире: нет зрителей на турнирах, танцы стали жестче, отношения между танцорами другие, менее человечные, нечестное судейство, общий упадок культуры в этом виде, у танцоров нет нормального образования, как вследствие всего этого – ограниченный танец. Как ВЫ это прокомментируете? Как это можно поменять?

??

Я беседовала с профессиональной парой WDSF (ФТС “Профессионал”), они советуют соревноваться каждую неделю. А как Вы считаете, стоит это того, или для прогресса лучше выбирать конкретные турниры, которые проходят, например, раз в месяц, в определенные сроки?

Марина: Если соревноваться каждую неделю, то, я считаю, в этом случае исчезает качество. Свой танец нужно постоянно корректировать, вспоминать основы. Надо выбирать турниры, готовиться к ним, и танцевать на качество исполнения, а не на количество. Но если танцевать много, то и выносливость улучшается в этом отношении. Даже если судить по своему личному опыту.

Многие пары ратуют за частые турниры, аргументируя тем, что при длительном пропуске соревновательной деятельности пара как бы буксует в своем танцевании, настрой (тонус) снижается?

Марина: Я думаю, что все индивидуально.

Как много вы занимаетесь танцами? Сколько часов в день, как строится Ваше занятие? Как и когда Вы почувствовали желание заниматься профессионально?

Марина: Минимум по 3 часа в день. На этом мы остановились. Раньше танцевали в 2 раза больше - по 6 часов, потому что готовили американский смусс и танцевали стандарт. Поэтому выходило минимум столько часов.

Сейчас мы занимаемся по 3 часа в день 6 дней в неделю.

Ваши любимые педагоги? Может быть, не обязательно из танцев, а духовные наставники или люди, от которых Вы получили ценный совет, поддержку? Кто помогает вам словом и советом?

Марина: В первую очередь это все относится к Елене Хворовой. Это наш любимый педагог, мы ее любим и лелеем и просто обожаем! Она очень честный человек в плане как наставник, в первую очередь. Она меня танцам учит уже 3 года, и я ей благодарна абсолютно за все. Лена со мной сделала что-то невозможное. Потому как я человек очень непослушный. Для меня было проблемой именно это, не то, чтобы я не могла тогда танцевать. У меня всегда был очень хороший баланс, - и это все. А станцевать хорошо и качественно меня было невозможно заставить. Были тогда какие-то проблемы с характером, невыносливость, нестабильность в результатах и исполнении, я не могла себя заставить что-то делать…И через разговоры с Леной, постоянное общение и коммуникацию с ней, мы получили другой результат. Она такой человек, что просто невозможно не сделать! Я смотрю на нее и мне стыдно. Она никогда меня не ругает, она очень добрая, мне кажется, если я что-то не сделаю, то я обижу ее. И я начинаю себя заставлять и делать. Я понимаю сейчас, что и год назад, и тогда, когда мы начали заниматься, мне казалось что что-то сделать невозможно. Я не могу, а она говорила: «Нет, ты можешь». И я действительно знаю, что я не могу, но говорю себе: «Надо делать!» И делаю, несмотря на то, что вижу, как получается смешно и нелепо. А уже сейчас по прошествии времени я сама поверила в свои силы, что я могу. И, конечно же, нельзя не отметить Антона Карпова и Сергея Рюпина, которые очень-очень нам помогают также. Мы с ними одна команда, которая работает на один результат.

У Вас очень хороший, яркий и профессиональный имидж на паркете. Ваш стиль сразу сформировался?

Марина: В принципе, я искала себя. Но с самого начала я себя увидела (свой образ) и поняла, как это должно быть. Что-то добавила. У меня свое видение партнерши, еще я много смотрю видео. Конечный результат сформировался в голове .

Вы следите за турнирами WDSF , и как относитесь к этой организации? Или для Вас приоритеты имеют события, проводимые только РТС, WDC?

Марина : Да, конечно. Мы часто ходим смотреть на турниры. Один из последних «Огни Москвы 2011» - турнир Дениса Кузнецова. Я не понимаю, почему у нас существуют эти две организации, и борьба между ними. Я за мир во всем мире! Мне нравятся танцоры и там и там, и я не вижу разницы, о которой все говорят. Я люблю ходить на все турниры вообще !

А нет ли желания, как у многих, стать функционером и провести свой конкурс, сделать для пар ПроАм и профессионалов, как фестиваль? Сейчас этим многие увлекаются…Заграницей часто устраивают совместные турниры ПроАм и среди профессионалов. Это поддерживает и профессиональное движение с одной стороны, популяризирует этот вид искусства, с другой стороны танцоры ПроАм видят уровень и идеал, к которому нужно стремиться. И, по отзывам, многие наши профессионалы хотели, чтоб таких турниров было как можно больше в России, проводимых на высочайшем уровне.

Марина: Никогда такого желания не было.

Я ???

Я не в курсе, почему так происходит. Мне тоже кажется, что существует нехватка красивых, хорошо организованных турниров для профессионалов.

Конечно, смотреть на профессионалов - это удовольствие и для пар ПроАм.

Сталкивались ли Вы когда-либо с негативом в ПроАм от соперников или танцоров, которые выше Вас по уровню?

Марина: В ПроАм нет, у нас просто другой уровень. Все друг друга поддерживают. К счастью, отрицательного нет, совершенно другая атмосфера: нет соперничества, обид, зависти. Я вообще в танцах плохих отношений не понимаю, если бы это было.

Какой совет Вы можете дать тем людям, кто хочет танцевать на результат, а не получается: проблемы различного рода, различные житейские сложности, непонимание со стороны родных, финансовые проблемы, что-то физически никак не получается сделать…

Марина: Всегда очень жаль, когда существуют нюансы, которые мешают заниматься своим любимым делом, или хобби. Но, если ты чего-то хочешь сильно, если твоя душа стремится к чему-то, то нужно через все преграды все равно к этому идти! Нет денег – надо заработать или найти бесплатные занятия. Если в семье проблемы – то находить способы объясняться. Искать способы получить желаемое. Мне сложно советовать, у меня все сложилось удачно, но подобные ситуации есть, и люди страдают. Всегда хочется, чтоб все были счастливы, но это бывает не у всех.???

Я думаю, что проблемы в той или иной степени есть у всех, но кто-то двигается вперед, а кто-то сдается. Вы очень сильная и мудрая женщина, я так думаю, поэтому и спрашиваю об этом.

Марина: Проблем очень много, но, я думаю, как раз все зависит от особого к ним отношения. Я позитивно отношусь ко всему, что бы ни происходило, к жизни. Я всегда спасалась танцами. Приходишь - всегда звучит красивая музыка, я отвлекаюсь, прихожу домой в хорошем настроении… И пусть я занимаюсь серьезно, но итог у всех одинаковый. Каждый решает свои проблемы по-разному, и кому-то больше везет в жизни. Я легко отношусь к проблемам и поэтому легко решаю их.