Почему кинологический маркетинг отличается от классических схем? Что и с кем не так – с клиентами или заводчиками? Почему новичкам нужно помогать? Размышляем в заключительной части цикла.
Российские бридеры – люди современные. Не сомневаюсь, что они давно выучили, что питомник = бренд, что любой бренд требует раскрутки, что нужно верить в свой товар и доносить его ценность до ЦА потребителей, а еще создать УТП, продвинуть товар в поисковике, активно погрузиться в SMM и….
Запнитесь на этой маркетинговой скороговорке. Подумайте совсем о другом. Если мы, заводчики, все знаем, почему мы недовольны поведением потребителя?
Что не так с клиентами, если они:
· Слишком придирчивы;
· Слишком поверхностны;
· Задают много вопросов;
· Не задают вопросов вообще;
· Готовы заплатить много, но только за гарантии и первый выбор;
· Жмотничают и хотят купить канарейку за копейку.
Когда все «не так», это не случайность, это тенденция. Иллюстрация отсутствия культуры собаководства.
Но кто же, пардон, должен ее формировать, если не сами заводчики и не кинологические организации? Тут явный пробел, и возможно, вот почему. Во времена ДОСААФ был дефицит породистых собак. Породистая собака априори являлась престижным и статусным приобретением, а цены на щенков устанавливались клубом. Плохо ли, хорошо ли – но прозрачно и понятно. Сдал дрессировку, получил высокую оценку и высокий племенной класс – щенки будут дороже. Довольствуешься минимумом – дешевле. В рекламе пометов тоже не было нужды – щенки еще до актировки были расписаны, так как на них стояла очередь. Производители вязались по плану, также регламентированному клубом…
Так у нас же теперь рынок!
Все верно. Вначале было слово «Птичка» с собаками без родословной, затем анархия, затем РКФ и альтернативные организации, выход на зарубежные рынки, продажа щенков в зоомагазинах, «Авито», фермы и… покой нам только снится.
Как уследить за всеми этими перипетиями обычным людям, которые просто хотят собаку? Хотят четвероногого друга определенной породы и до сих пор не знают, что за участие в выставках платят хозяева собак, а победителям не дают никакой премии? Как им понять, почему один щенок стоит 10 000 руб, а другой – 100 000, и они одной и той же породы? Откуда они должны узнать, как выглядят документы, что такое метрика щенка, а что такое родословная? Что такое тесты по здоровью? Как они должны решиться на дистанционную покупку щенка, переводя деньги на карту и не получая никаких расписок?
Ну и главное – как они должны понять, где респектабельный заводчик, где добросовестный новичок, а где ферма?
Круг с ЦА замкнулся
В предыдущих публикациях мы уже говорили, что ЦА заводчика максимально разнообразна, так как собак любят взрослые и дети, богатые и бедные и тд. Если вы ориентируетесь на профессиональную аудиторию – других заводчиков, спортсменов, хэндлеров, вы и сами знаете, что ей нужно.
Но никогда не сбрасывайте со счетов новичков! Каждый профи когда-то им был, и именно из них вырастают новые профи - заводчики, хэндлеры и спортсмены.
Пренебрежительное отношение к новичкам – «Я сам искал всю информацию, положил на это жизнь, пусть теперь и они поищут и поучатся» - это тупик. Мы живем в XXI веке, когда информация лежит под ногами, другой вопрос – КАКАЯ? Пока вам некогда (или не хочется) делиться действительно важной информацией публично, ей поделятся менее гордые и менее занятые люди. Только эта информация будет чудовищной смесью из правды и вымысла, заблуждений и вранья.
Честная конкуренция
Разведение немыслимо без конкуренции. К чему стремиться, если вы – и так лучший? Зачем тогда собаководы ходят на выставки, участвуют в соревнованиях? Смысл этих мероприятий – показать свои достижения и посмотреть на достижения других. И искренне порадоваться, если вы видите собаку лучше, чем ваша. Потому что вы с ее заводчиком – в одной лодке, вы занимаетесь одной и той же породой. И вам есть, чему поучиться друг у друга.
Если мысль о достойной конкуренции вызывает у вас отторжение, то бридинг – это не про вас. Это про торговлю щеночками, а не про разведение.
Вы хотите честную конкуренцию? Тогда помогайте растить новичков – умных, талантливых, амбициозных и главное, влюбленных в породу так же, как и вы! Донесите главное преимущество заводчика – это ПОМОЩЬ и ПОДДЕРЖКА в любых ситуациях, умение делиться опытом. Умение сопереживать и давать правильный вектор развития. А не громкие обещания, гарантии чемпионов в подсосном периоде и заявления о своей крутизне.
Хотя гарантии у заводчика все же могут быть. Гарантии порядочности и честности по отношению к своим владельцам, если возникнет непредвиденная ситуация.
И как же их растить?
Не превращать кинологию в голимую торговлю. Торговлю щенками, производителями, услугами. Не бояться поднимать сложные и острые темы, и делиться информацией с новичками. Рассказывать о породе ПРАВДУ, а не лукавить, чтобы мимишные щеночки скорее отправились по новым домам, так как дом заводчика они уже разнесли. Объяснять, объяснять и еще раз объяснять всю степень ответственности владельца за животное. Радоваться, когда владелец отправляется на дрессировку, а не возмущаться «зачем это вам, у собачки пропадет темперамент, и она будет плохо выставляться».
И не врать самому себе, оставляя льстивые комменты о милых и очаровательных собаках и щенках, которых на самом деле вы считаете некрасивыми. Иметь собственное мнение не позорно. Ошибаться – тоже. Но аплодировать тому, что мало соответствует породе, значит добавить в эту породу проблем – поверьте, их хватает и без того.
Ответьте на один-единственный вопрос: а что такое и кто такая для вас собака? Зачем она нужна лично вам?
Чтобы уворачиваться от холодного носа по утрам в постели? Трепать теплые уши? Видеть рассветы и закаты, которых вы раньше не замечали? Спешить домой, потому что вас очень ждут? Побеждать на выставках? Испытывать шквал эмоций от того, что сложный элемент дрессировки разучен? Чувствовать трепет от вида новой жизни, которая, еще не обсохшая, пищит у вас в руках? Что-то еще?
Все это на самом деле — про любовь и ответственность.
И ваш маркетинг тоже должен быть немного про это.
ОЛЬГА ПАНКРАТЬЕВА