Найти тему
Владислав Панкратов

Интерактивная карта перспективного развития будущего метро в Вильнюсе (Литва)

Оглавление
Карта перспективного развития Вильнюсского метрополитена.
Карта перспективного развития Вильнюсского метрополитена.

Добрый день, уважаемые читатели и подписчики!

Продолжаю серию интерактивных карт планов развития метрополитенов на территории бывшего СССР. На этот раз смотрим город Вильнюс, столицы Литовской Республики.

Интерактивная карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUMBIQ6TB

Краткая история Вильнюсского метрополитена:

Первые разговоры о скоростном внеуличном транспорте в Вильнюсе начались в 1970 году, когда главный архитектор города Валюшкис Г.С. и заместитель председателя исполкома (вице-мэр, говоря современным языком) Сташкус В. приняли решение о проработке вопроса строительства скоростного трамвая и сравнении его с другими решениями.

Это решение конечно же не сразу обязывало власти строить скоростной трамвай в ближайшие сроки, но позволяло резервировать территорию под строительство скоростного трамвая, лёгкого метро или классического метрополитена.

Позже, в 80-х годах прошлого века Государственная плановая комиссия СССР предложила проработать вариант строительства скоростного трамвая (метротрама) наподобие системы в Волгограде. И комиссия дала задание на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО).

К проектным работам привлекались специалисты со всего Советского Союза. Над скоростным трамваем в Вильнюсе работали сотрудники проектных институтов из Москвы, Киева, Харькова, Санкт-Петербурга (Ленинграда) и т.д.

Трасса для скоростного трамвая г. Вильнюс. Первые наработки будущего Вильнюсского метрополитена.
Трасса для скоростного трамвая г. Вильнюс. Первые наработки будущего Вильнюсского метрополитена.

Развал Союза сделал планы появления скоростного трамвая в Вильнюсе не состоявшимися, к сожалению. В 1990-х годах у нового молодого государства были совершенно другие заботы.

Стремительный рост автомобилизации, как следствие пробки, вступление в ЕС и т.д. заставили городские власти и общественность вернуться к вопросу внеуличного транспорта в Вильнюсе в конце 2000-х годов.

В первую очередь стал пересмотр старых планов по строительству скоростного трамвая по стандартам метро, а потом в перспективе реконструкции его в полноценный классический метрополитен (или лёгкое метро).

Сказался неудачный пример в Волгограде, где скоростной трамвай за все годы особого развития так и не получил, несмотря на более низкую стоимость строительства и эксплуатации.

Литовские проектировщики стали ратовать за строительство метрополитена с небольшими дистанциями между станциями по примеру систем метро в Осло, Лозанне и т.д.

Незадолго после возобновления работ над проектом метро в Вильнюсе по инициативе местных жителей и городских властей, появилась важная новость из Брюсселя.

Европейский Союз решил финансировать работы по строительству новых станций и линий метрополитена в рамках различных программ по транспортной ситуации, заторов на дорогах, борьбы с загрязнением. Счастливчиками стали метрополитены в Варшаве, Бухаресте, Софии, Будапеште, Мадриде и т.д.

Теперь к вопросу метро в Вильнюсе подключились высокопоставленные лица страны, многие члены парламента (сейма) высказали в поддержку метрополитена в Вильнюсе.

В 2018 году сейм принял закон (англ.) о возможности строительства метро в Литве тремя вариантами: 1) самостоятельно муниципалитетом; 2) в рамках государственно-частного партнёрства; 3) в рамках концессии.

Правда, вначале на законопроект был наложен вето президентом Литвы, из-за возможных пагубных последствий для бюджета страны. Но в итоге закон приняли с изменением, что государство не должно брать на себя финансирование метрополитена. Муниципалитетам (Вильнюсу) можно.

Линии Вильнюсского метрополитена:

Предполагается построить всего три линии в городе.

Первый пусковой участок первой линии (Линия A) Вильнюсского метрополитена.
Первый пусковой участок первой линии (Линия A) Вильнюсского метрополитена.

Для пускового участка или первой фазы первой линии (Линия А) «Пилайте-Белый мост» длиной 8 километров с 8-ю станциями требуется €451 млн. евро, в среднем ~€56 млн. евро (~5 млрд. рублей по курсу 1 евро = 90 рублей) на один километр метро. Расчетный срок строительства: ~5 лет.

Для сравнения. В российских городах 1 километр метро лёгкого залегания в среднем стоит 5 млрд. рублей, глубокого залегания 7 млрд. рублей.

После предлагается продлить первую линию на три станции на восток для пересадки на третью линию (Линия C). Длина участка 4.4 км, стоимость 248 млн. евро.

Вторая линия (Линия B) должна стать кольцевой и соединить районы Пашилайчай, Ж/Д-Вокзал и Лаздинай между собой. Всего планируется построить 22.4 километров путей и 20 станций. Стоимость линии 1263 млн. евро.

Третья линия (Линия C) соединит север города между собой. Общая длина путей 7.8 км, 8 станций. Стоимость 434 млн евро.

Финансовый вопрос.

Проектировщики и городские власти понимают, что у местного бюджета денег-то особо нет на метро. Поэтому вся надежда на частные инвестиции, кредит и дотации Евросоюза. Да, так всё расписано на сайте проекта.

• Частные или институциональные инвесторы - 90 млн. евро.
• Кредит - 259 млн. евро.
• Поддержка ЕС или государственные дотации - 102 млн. евро.

Доходная часть бюджета Вильнюса за 2019 год составила 679,5 евро.

Это достаточно много, но всё же сколько город сможет тратить на метро? Чисто в теории, понимая всю разность правовой и бюджетной системы двух разных стран. Допустим, что Вильнюс тратит на метро как российский Санкт-Петербург, т.е. 5% от своего бюджета. Получается ~34 млн. евро в год. Этого недостаёт даже на один километр метро в год, поэтому если строить своими силами -- то есть немалый шанс превращения проекта в долгострой.

К слову, бюджет всей Литвы на 2021 год ~11.5 млрд. евро и он дефицитный. Но за помощью государства обращаться не стоит, президент страны против.

Подведу итоги. Не знаю получится ли построить метро в Вильнюсе, но лично буду рад. Спасибо за прочтение статьи!

Напоследок оставляю галерею фотографий из выставки, посвященной юбилею Вильнюсского метрополитена: