Об увеличении количества речевых проблем в 2017 г. заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она призвала регионы повысить количество ставок школьных логопедов. По словам министра, на 2017 год 58% детей имеют логопедические проблемы. При этом на одного школьного педагога-логопеда приходилось 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей.
На 2020 год данные показатели увеличились в 1,5 раза. Если анализировать более глобальный период, то по сравнению с серединой 20 века количество речевых нарушений увеличилось в 6 раз.
Период пандемии изменил подход к проблеме, но актуальность осталась. Однако, родители с недоверием отнеслись к онлайн логопедии и на начало карантина (март 2020) количество обращений резко снизилось. Конец же 2020 года наоборот показал, что большинство запросов от родителей быстро и эффективно решаются онлайн. Это нарушения темпа речи, логоневроз (заикание), дислалия, стертая дизартрия, ОНР и др. Самым популярным запросом является постановка звуков.
Чтобы развеять сомнения родителей, логопеды-дефектологи ответили на вопрос “можно ли поставить звуки дошкольнику онлайн”. Рассмотрим вопрос с разных сторон:
Что именно вызывает недоверие у родителей в формате онлайн работы логопеда с дошкольниками?
- Рассеянность внимания во время занятия, что связано с особенностями возраста дошкольников (повышенная активность, быстрое переключение внимания, неусидчивость);
- Невозможность использования специального инструментария;
- Увеличение проводимого времени ребенком за компьютером (что неизбежно в онлайн формате).
Проанализируем онлайн занятия на основе данных убеждений, обратившись к сильным и слабым сторонам онлайн логопедии.
Сильные стороны онлайн логопедии:
- В период, когда нет возможности ходить к логопеду оффлайн, это идеальный выход, так как работа с ребенком проходит эффективно и проблема не откладывается. Отложенные речевые проблемы приводят к осложнениям. К тому же, онлайн формат - это безопасно и доступно из любой точки мира.
- Несмотря на длительное время работы ребенка за компьютером, упражнения проводимые логопедом на онлайн занятии не требуют постоянного зрительного контакта с экраном (применяется артикуляционная гимнастика, работа над отдельным звуком, а также физические разминки на развитие моторики ребенка).
- В логопедии применяются разнообразные формы воздействия: обучение, воспитание, коррекция, адаптация, компенсация, реабилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение и коррекция. Все эти формы доступны в онлайн формате с использованием специального онлайн-инструментария.
- Логопед может более целостно проанализировать окружающую среду ребенка для индивидуального подхода к дальнейшей работе. Это достигается посредством изучения поведения ребенка в домашней обстановке, поскольку речевое окружение, общение и эмоциональный контакт влияют на созревание речевой системы.
- Формат онлайн позволяет разнообразить привычную методику работы и сделать ее более игровой. Обычный поход к логопеду пугает многих детей, а в формате онлайн ребенок чувствует себя более комфортно. В процессе занятия широко используется наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, сюжеты с известными детскими персонажами, образовательные игры. Такой подход помогает поддерживать у ребенка интерес к происходящему, концентрировать его внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наиболее высокого эффекта.
- Повышенное внимание родителей увеличивает результативность занятий. Это обосновано тем, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Логопед проводит занятие с участием родителей, в дальнейшем родители имеют более подробную картину звуков ребенка и понимают, на какие ее особенности стоит обратить особое внимание в контексте домашнего общения.
Слабые стороны онлайн логопедии:
- Некоторые проблемы с речью невозможно решить онлайн или это является неэффективным, например, дисфония, ринолалия, задержка речевого развития, дизартрия, алалия и др.
- В онлайн невозможен тактильный контакт с ребенком и недоступен такой инструментарий как работа с зондом, специальная гимнастика, массаж твердого неба и др. Но возможно использовать зондозаменитель, это может быть любое подручное средство (в зависимости от задачи), например, ложка, шпажка или стержень.
- Домашнее обучение требует повышенного участия родителей, что не всегда удобно, поскольку на это необходимо выделять время.
Если рассматривать именно постановку звуков, то она полноценно возможна в формате онлайн. Это происходит поэтапно:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука. (Необходима диагностика перед началом занятий);
- Артикуляционная гимнастика. (Логопед показывает на экране подготовительные упражнения на постановку определенного звука и учит ребенка, желательно и родителей тоже);
- Постановка звука. (В зависимости от проблемного звука и особенностей ребенка, логопед выбирает метод, например, по подражанию или с применением механических средств);
- Автоматизация звука.(Онлайн закрепление звука происходит поэтапно, так же как и в оффлайн: изолированный звук, в слогах, словах и предложениях);
- Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении (работа с мягким звуком происходит по тем же этапам).
Ответом на вопрос служит вывод - постановка звуков дошкольнику онлайн возможна! Для качественного и эффективного результата требуется помощь родителей, поскольку активное участие семейного окружения в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для постановки правильной речи. Также активное участие родителей в ежедневных занятиях существенно сокращает срок логопедической работы и быстрее приводит к желаемому результату.