Гностики в свое время совершили настоящий переворот в сознании людей, предложили посмотреть на мир совершенно по-новому, более свободным и открытым взглядом. Гностицизм - учение, о котором церковь старалась искоренить даже упоминания. Оно было неугодно сильным мира сего.
Что же такого удивительного и революционного есть в учении гностиков?
1)Переосмысление фигуры Бога. Признается, что Бог, создавший земной мир, может быть несовершенным и плохим. А это для Древнего Мира - очень большой шаг вперед. Потому что тогда сознание людей было в своем большинстве эвфемизирующее . Люди боялись непонятного для них мира, и смягчали для себя некоторые явления, смирялись с несправедливостью окружающей реальности. И даже откровенно тиранических и несправедливых божеств называли великими и милостивыми. Таким образом, стремились себя успокоить, убедить себя в том, что якобы все безобразие, которое они видят (рабство, диктатура, бесправие, религиозный гнет) - это нормально, это часть мирового порядка.
Гностики же заявляют о праве человека открыто называть добро добром, а зло злом. Обходиться без подобострастного прислуживания жестоким божествам, которые люди сами же и создали, и признавать, что в мире справедливости нет.
2)Индивидуализация сознания. Гностики осознали, что законы мира безжалостны и слепы. Но что тогда имеет настоящее значение? Правильно, индивидуальное сознание человека. Становится важен сам человек с его идеями, откровениями, прозрениями. Утверждается индивидуальное "Я", свободное от коллективных догматов. В Древнем Мире такой подход казался немыслимым. Ведь для жрецов человек был частью определенного коллектива или объединения - рода, сословия, племени, государства, религиозной структуры. Олег Телемский, создатель и руководитель клуба "Касталия" , ставящего своей целью психологическое просвещение людей и просвещение в сфере эзотерики утверждает, что в гностицизме же особое значение имеет личный опыт индивидуального "Я", устанавливающего связь с Плеромой. А то, в каких символах предстанет Плерома представляется вторичным.
2)Вера в особые возможности человека. Причем не просто высокие способности, а в исключительную божественную искру в человеке, благодаря которой...человек может сам подняться до уровня Бога и стать им. Гностики не боялись отождествить человека с богом. Они признавали в человеке истинно божественный потенциал. Гностицизм - концепция, в которой присутствует и признается вера в богочеловеков. Когда человек познал Бога, то он преодолевает тяготы земного мира и его пределы и сам становится Богом, а Бог становится им. Божественная энергия вливается в человека. И что ему это дает? Бессмертие духовное и неисчерпаемые возможности творить чудеса.
Ялдабаоф, создатель этого мира жесток, глуп и мстителен, но человек, который обрел гнозис имеет возможность стать выше этого ограниченного и несовершенного создателя земного мира.
3)Идея психологической целостности. В гностицизме дается как идеал человека, не лебезящего ни перед богом, ни перед правителями, но внутренне гармоничного и верного своим убеждениям.
4)Отсутствие установки "раньше было лучше". В представлениях гностиков отсутствует какой-либо трепет перед прошлыми эпохами. Нет такого времени в истории человечества, которое бы гностик называл золотым веком. Гностики считают, что стоит не "равняться на жизнь наших предков", но наоборот, идти вперед и развиваться духовно. Если ортодоксальные верующие считают рай идеальным, потерянным для человечества местом, то гностически настроенный человек считает Эдем матрицей, где люди находились в состоянии бессознательного. Шанс на спасение гностик видит только впереди.
5) Критическое отношение к официальной церкви. Я уже писала, что гностики отвергали церковную структуру. Стоит заметить, что они ее не просто отвергали, но и имели смелость самостоятельно трактовать написанное в священных книгах. Гностики собирались общинами на своих собраниях, где и обсуждали философские вопросы.
Организация гностических общин была на удивление демократичной. Они сами выбирали по жребию, кому в данный день исполнять роль священника. И человек, которого выбирали, при этом не считался по статусу выше других. Дух свободы сохранялся, гностики очень даже активно вели споры на теософические, теологические, философские темы. Все члены общины могли свободно высказываться о волнующих их вопросах. В гностические общины принимали всех, вне зависимости от состояния, пола, возраста и даже вероисповедания. Главное для гностиков - чтобы человек был высоко духовным и стремился найти истину. Да и гностикам не нужна была церковь в официальном ее понимании. Ведь они соприкасались с Божественным сами и верили в том, что дойти до состояния Божественности человек может без помощи церковнослужителей. Гностики верили в миссию Иисуса (но верили иначе, чем ортодоксы, об этом я писала в одной из своих предыдущих публикаций) и они рассказывали об учении Иисуса вне всяких церковных постановлений, текущей ситуации, вне зависимости от политики.
Еще до установления христианства как официальной религии церковные деятели осуждали гностиков.
Раннехристианский писатель и богослов Филон Александрийский называл гностиков приверженцами пропасти бессмыслия.
Тертуллиан высказывал свое недовольство гностической свободой обустройства своих сообществ:
Не премину я описать и самый образ жизни еретиков, — сколь он ветреный, сколь бренный, сколь земно–человеческий, без достоинства, без авторитета, без порядка церковного, — в полном согласии с их верою. Прежде всего, неясно, кто здесь оглашенный, кто верный — вместе входят, вместе выходят, вместе слушают, вместе молятся; ведь и язычники, если придут, бросят святыню псам и жемчуг свиньям, — пусть и не настоящий. Простотой они желают считать разорение порядка церковного, заботу о котором у нас они называют пустой прикрасой. Церковное общение делят они повсюду со всеми: для них оно ничего не значит (хоть все они учат по–разному), раз все они единодушны в желании низвергнуть единую истину. Все они надменны, все сулят знание. Оглашенные у них прежде становятся верными, чем научаются вере]; а сколь дерзки сами женщины — еретички! Они осмеливаются учить, спорить, изгонять духов, обещать исцеление, а может, даже и крестить. Рукоположения у еретиков необдуманны, легкомысленны, беспорядочны: то назначают неофитов, то исполнявших мирскую службу, то наших отступников, — чтобы удержать их почестями, если не могут удержать истиной. Нигде так легко не продвигаются в должности, как в лагере бунтовщиков, ибо самое пребывание там вменяется в заслугу. А потому у них сегодня один епископ, завтра другой; сегодня диакон тот, кто завтра чтец, священник тот, кто завтра станет мирянином: они ведь и мирянам препоручают священнические дела.
С приходом церкви к власти ненависть ортодоксов к гностикам лишь усилилась.
Епифаний Кипрский, живший в 4-5 веках писал о гностиках, желая их очернить, что они
произросли в мире, как плоды горести.
А вот еще одно из его нелестных выражений о свободомыслящих гностиках:
Они – дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца
Мало того, Епифаний не только оболгал гностиков, но и шел на откровенную подлость, не стыдился доносить:
«...я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежат к Церкви. И разоблачённых изгнали из города, числом около восьмидесяти человек»
Церковь, будучи тоталитарной организацией, не могла принять такого революционного поворота в сознании. . Концепция "человек может возрасти до бога" рушила всю идею гегемонии церкви. Она боялась мысли о том, что в человеке есть неподдельный потенциал творца и официальная церковь для соединения с богом станет не нужна. Отсутствие привычных для тех времен религиозной организации и ограничений вызывала гнев у фанатично настроенных церковных деятелей и обывателей Поэтому церковь объявила гностицизм "опаснейшей ересью". Гностики были оклеветаны, их писания оболганы и почти все подверглись уничтожению. Стефан Хеллер писал:
«Гностический подход к религии всегда представлял собой серьёзный вызов для церковной власти и нес угрозу господству людей, связанных с церковью. Побуждение к подавлению Гностицизма коренится в комплексе власти (power) христианской церкви.»
Ради удержания народа в невежестве церковь мечтала взрастить покорных, безвольных людей. Именно такие и приветствовались ей. А все истинно свободные проклинались и беспощадно истреблялись.
6)Гностицизм в отличие от других философских и религиозных концепций никак не был способом управления массами, а был путем зрелого, самодостаточного человека. Гностики прививали людям аналитическое свободное мышление и в их идеологии напрочь отсутствовали посылы повиноваться властям, смиряться с земной несправедливостью, почитать человека за его светский статус или статус в религиозной иерархии.
7)Гностики никогда не считали "самыми праведными" и "святыми" жестокие земные законы. Для них постановления земных властей не были истиной в последней инстанции. Они не считали законы основным религиозным сосредоточием. А что же было высшим законом для гностиков? Не удивительно, но такие очевидные принципы помощи людям, милосердия, гуманизма, свободы и познания.
И я восхищаюсь смелостью и умом людей, которые смогли осуществить такой духовный прорыв. Ведь по меркам их времени это было просто немыслимым!
Концепция гностиков очень возвышенная и она подарила мне настоящую надежду. Надежду на то, что дух человека никогда не умирает, веру в то, что человеческая воля к знанию и стремление к справедливости необычайно сильны , и какие бы ни были притеснения человека в этой жизни за его позицию, отличающуюся от догматичной, не могут поколебать ее уверенность в истине.
В убеждениях гностиков я вижу куда больше логики и нравственности, причастности к божественному, чем в официальных версиях религий и в их историческом пути развития. Потому что гностики были по-настоящему духовными верующими, они не стремились к власти и влиянию, в отличие от официальной, ортодоксальной церкви. Гностики просто стремились нести знания людям, заниматься просветительской деятельностью, искать ответы, на волнующие их вопросы, и спокойно жить в согласии со своими воззрениями.
К официальной церкви на ее историческом пути у меня нет доверия. Потому что нет и не может быть доверия к организации, которая устраивала жуткие гонения на инакомыслящих и изменяла толкования писаний ради своей выгоды, которая запрещала всякое свободное духовное и научное развитие и тормозила прогресс.
Священники и светские власти использовали религию, чтобы обрести власть. При этом, они одурманивали людей сказками о злом боге, о необходимости повиновения, о Страшном Суде, который якобы наступит скоро, давали пустые обещания. Церковь и государство изменяли под себя религию, слова самого Иисуса и написанное в Евангелиях, чтобы сеять ненависть к своим личным врагам.
Когда я погружалась в гностицизм, все больше находила близкого мне по духу. И удивлялась порой почти полному совпадению моих мыслей и догадок с гностическими разъяснениями психологических понятий, социальных явлений и духовных феноменов.
И что касается моей личной позиции, то, пожалуй, я могу назвать себя гностиком. Потому что я не привыкла слепо верить, потому что я подсознательно тянусь к наиболее полному знанию о мироздании, я не считаю служителей какой-либо церкви неоспоримыми авторитетами.
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!