Медицинская страховка стала привычна для наших дней. Работодатели заманивают ей кандидатов на работу, в других странах она вообще является платной. Но как она появилась и кто додумался до такого?
Оказывается, автором этой задумки был пират Бартоломью Робертс. Под его командованием было захвачено в общей сложности более четырехсот кораблей. После смерти ему было присвоено прозвище «Черный Барт». Но этого валлийца будут помнить не только за это. Черный Барт создал кодекс поведения для пиратов и первым ввел в обращение что-то вроде системы медицинского страхования для своих подопечных. Его небольшой флот был островком демократии, равенства прав и возможностей в открытом море.
Пиратский кодекс Робертса
Кодекс Робертса гласил: «Каждый имеет право голоса в важных делах и равное право на добытую провизию и крепкие напитки».
Оно привлекало под его командование множество молодых людей, которых на любом другом судне ждали бесправие, муштра и полуголодное существование. Однако основной задачей этого собрания правил была все же подготовка экипажа к наиболее эффективному выполнению основной задачи – захвату и грабежу кораблей. Здесь, например, требовалось «поддерживать чистоту пистолетов и их пригодность к стрельбе» и хорошо высыпаться ( «огни и свечи должны быть погашены к восьми часам») .
В кодексе переплетаются забота о безопасности экипажа («все разногласия должны остаться на берегу», «никакой игры в кости на деньги»), жестокость (отсечение ушей и носа за воровство, высадка на необитаемый остров) и положения о режиме отдыха для судовых музыкантов. Пить разрешалось даже после отбоя, но делать это можно было только на открытой палубе. Интересно, но сам Робертс был трезвенником.
Медицинская страховка от Черного Барта
Став пиратским капитаном, Робертс проявил выдающиеся управленческие способности. Всего одного пункта написанного им кодекса хватило, чтобы его флот перестал испытывать дефицит в новобранцах: «Никто не отойдет от своего образа жизни, пока не положит в общий фонд тысячу фунтов. Если, не успев сделать это, он лишится конечности или станет калекой, то получит восемьсот фунтов. За меньшие повреждения будет выплачено пропорционально».
Таким образом, задолго до появления медицинских страховых фондов Робертс начал компенсировать своим людям травмы и увечья, полученные в бою.
Какие же были расценки?
Потеря ноги или правой руки расценивалась в 800 фунтов, а левой руки – в 700. Глаз стоил столько же, сколько палец - 100 фунтов. Понятно, что жизни моряков угрожали не только ранения, полученные в бою. Малярия, тиф, дизентерия, многие другие болезни представляли в те времена смертельную опасность и не компенсировались в денежной форме даже на «Королевской удаче».
Однако Робертс смог позаботиться о своих подчиненных и в этом вопросе. На борту его флагмана «Королевская удача» работали два судовых врача. Специалисты этого рода были в то время на вес золота. За ними охотились приблизительно так же, как за сокровищами. На постоянной основе они находились разве что на кораблях британского военного флота, для пиратских же экипажей заполучить медиков было огромной удачей.
Охота на Черного Барта
Такие условия, которые были обещаны, помогли Черному Барту собрать мощный флот, который брал все больше «призов», в число которых иногда попадали и английские военные корабли. Британскому правительству, которое три века ничуть не возражало против пиратства и даже поддерживало его, пришлось всерьез задуматься. В начале 20-х годов 18 века вопрос был вынесен на обсуждение парламента. Благополучие Великобритании во многом зависело от торговых путей, в том числе и тех, по которым в Америку и Европу доставлялись рабы из Западной Африки. С Робертсом и его коллегами, бесчинствовавшими здесь, надо было что-то делать. Они теперь доставляли больше неудобств начавшей расширяться Британской империи, чем клонившимся к закату Испании и Португалии.
В 1722 году у берегов Габона три судна под командованием Робертса вступили в бой с британским линейным кораблем «Ласточка». Это было не самое удачное сражение знаменитого пирата, который к тому времени считался неуязвимым. Ошибка рулевого «Королевской удачи» привела к тому, что флагман попал не под один, а под два бортовых залпа британца. Черный Барт был ранен в шею и через некоторое время скончался. Его тело завернули в парусину и, согласно завещанию, немедленно сбросили в море. Смерть этого капитана обозначила конец золотого века пиратства.