Найти тему
О книгах с любовью.

Белая лошадь - горе не моё.

В каждой школе нашей области сегодня вечера встреч выпускников. Правда формат из-за ограничений дистанционный. И в связи с этим вспомнилась мне один из любимейших сборников повестей о школьниках - выпуск 2 из серии "Школьные годы", изданный в 1988 году.

Фото книги из домашней библиотеки автора статьи
Фото книги из домашней библиотеки автора статьи

Неатейливость оформления серии искупается содержанием. Это вторая книга, выписанная специально, потому что первую, читаную-перечитаную , кто-то окончательно и бесповоротно зачитал.

Обожала первую, третью и четвертую повести книги. Вторую - переросла, к тому же в ней нет никакого намека на романтические отношения. Там конкретно 'пацанская тема".

Итак, "Белая лошадь - горе не мое". К сожалению, в сборнике не указано имя автора, только Н.Соломко.

Наталья Зоревна Соломко родилась. 27 августа 1950 года. Российская писательница. Ее рассказы и повести для детей и юношества отличает тонкий психологизм и мягкий юмор.

Если пересказывать кратко, то книга о том, как молодой талантливый учитель и ученица выпускного класса влюбились друг в друга , и им за это ничего не было.

Или это книга о том, как учитель понял и спас от одиночества второгодника.

Или книга о том, какой должна быть настоящая школа.

Или книга о том, как правильно воспитывать учителя географии.

Фото автора статьи. Иллюстрация к повести, художник В. Нагаев.
Фото автора статьи. Иллюстрация к повести, художник В. Нагаев.

Название повести - поговорка, чтобы отвести неприятности на кого-нибудь другого. Но у главных героев не получается переложить ответственность на других. Они Учителя. Крайне редко встречаются в обозримом пространстве.

"Директор школы грозно смотрел за окно, на воробья, который скакал по ветке. Воробей, заметив это, замер и с интересом уставился на директора. Взгляды их скрестились. Воробей не выдержал первым, чирикнул и перелетел на другое дерево. Директор перевел взгляд на сына". А сын - учитель географии той же школы, который из "милейшего, тишайшего существа' стал совершать подвиги: цитировать на педсовете Гоголя, грубить учительнице, назвавшей ученика слабоумным, вразумлять трудовика, отвешивающего подзатыльники. В недоумении и родители (по совместительству директор и учитель русского языка) и педагогический коллектив. А дети в восторге: они путешествуют виртуально под партами по морям и океанам, а дежурные атланты держат карту звёздного неба, и реально ходят в походы по области, вдруг знакомятся с миром, который из окружает. И учатся совершать поступки, быть людьми.

Это книга о детях и взрослых, о вечном конфликте отцов и детей, о людях хороших и разных.

Ещё один колоритнейший герой - учитель истории по прозвищу Аристотель. Приведу одну цитату : " Что ни говори, а в мире был только один великий педагог... Царь Ирод его звали!' Вырванные из контекста слова звучат жестко, но в эпизоде оправданы. А вот еще:" Добро не нуждается в уничтожении зла, оно, видишь ли, вообще несовместимо с уничтожением", "Жизнь прекрасна!"

Есть взрослые и есть дети. И хорошо, когда взрослые помнят, что они были детьми.

А вы с каким чувством вспоминаете школьные годы?