Найти в Дзене
Иеродиакон Василий

Часть 9. Преодоление ереси 13 века.

В католическом мире в 13 веке под влиянием идей арабских мыслителей возникали еретические движения, например: аверроизм, ссылающиеся на Аристотеля. Их пагубное влияние коснулось христианского учения о соотношении разума и веры, о бессмертии души, о творени мира из ничего, что соответственно отразилось в этическом учении. Такая ситуация требовала реакции.

Основная роль в преодолении аристотелевско - аверроистского кризиса принадлежит Фоме Аквинскому (1225 - 1274) - центральной фигуре схоластической философии в Западной Европе. В сложившейся ситуации необходимо было переосмысление аристотелизма, приспосабливание его к положениям католического вероучения. Основная идея этической доктрины Аквината в общем таже, что и у августинцев: созерцание Бога; подготовка к вечности и т.п. Но, средства достижения цели значительно отличны. Проблемы морали у Аквината рассматриваются в ряде крупных произведений: в "Сумме теологии"; в "Сумме против язычников"; в "Вопросах о зле"; в "Вопросах о добродетели". Его этическое учение сложилась на основе принципов библейской морали и философии Аристотеля.

Интеллект и воля в их единстве составляют фундамент всей нравственной жизни. Высшим и конечным благом, есть обладание Богом, созерцание Его на небесах. Исходя из принципов теологической этики, Аквинат утверждает, что благие действия - это действия, совместимые с достижением конечной цели. Дурные действия - это несовместимые с ней. Нравственно - обязательные поступки являются видом благих деяний. Поступок человека является обязательным только в том случае, когда его не совершение или совершение иного поступка, было бы злом.