Этот Роллс-Ройс считают самым известным представителем марки и заодно одним из символов рок-н-рольной культуры. А в моем понимании это еще и одно из исключительных явлений в дизайне и культуре.
Леннон купил его в 1965 году. Тогда он был абсолютно черный - включая колесные диски и колпаки. Почти 6 метров длины, V8 на 6,2 литра, а также 4-ступенчатый “автомат” “Гидраматик” американского производства - но технические характеристики в нем были не главными. Роллсы отличаются тем, что их с завода комплектуют под клиента, и в этом тоже все было необычно.
Обивка салона была под стать экстерьеру - черная кожа, естественно, минибар (это же Леннон), небольшой письменный столик и портативный телевизор английской марки Perdio. В багажнике, был обустроен холодильник. Этот “Фантом” между прочим стал одним из первых автомобилей в Великобритании с тонированными боковыми стеклами.
Но это было только начало. Позже Леннон еще более подстроил начинку под себя. Задний диван заменили на раскладывающуюся кровать на двоих с большими подлокотниками и встроенными в них пепельницами.
Внутри появилась самая совершенная на тот момент музыкальная система: проигрыватель грампластинок Philips Auto-Mignon AG 2101, катушечный магнитофон Philips, радиотелефон Sterno.
В таком представительском автомобиле не могло не быть интеркома для связи с водителем - и он был, но Джон пользовался им не по назначению: он развлекался, пугая зазевавшихся прохожих по громкой связи, включая записи звуков реактивного двигателя или сирен.
Но "Фантом" все еще в заводской черной окраске. Свой канонический вид он приобрел в 1967 году, когда вернулся вместе с Джоном со съемок фильма "Как я выиграл войну", проходивших в Испании. После такого долгого пробега и эксплуатации среди пыли и песка потребовалось обновить лакокрасочное покрытие, и тут кто-то подкинул Леннону эту идею.
По одним данным это был Ринго Старр, по другим - Марийка Когер, голландский дизайнер, расписавшая рояль Леннону.
Тут не столь важно кто, ведь сами идеи на тот момент носились в воздухе. Психоделический рок-н-рол и культура хиппи черпали свое вдохновение в этнических культурах, в том числе африканской и цыганской. Говорят, что Леннон вдохновился видом расписанных цыганских повозок.
А в сочетании желтого и красных орнаментов можно увидеть след африканских национальных мотивов.
Розетки по бокам - точно богемский стиль. Это такой сплав народных (южноевропейских, цыганских) мотивов и современного им классицизма.
И вообще характерный мотив для росписи транспорта в давние времена, например, карет.
Ну, и конечно обращают на себя внимание гипнотизирующие колесные диски.
Знак зодиака "Весы" (собственно знак Леннона) на крыше - мистические мотивы есть и в богемском стиле и в стиле хиппи.
Несмотря на яркие цвета, элементы росписи уложены "по-классике" - они подчеркивают кузовные панели и линии. Другое дело, что эту культуру расписывать вещи, не оставляя ни одного свободного места, мы оставили в 19 веке с приходом культуры модерна.
И при этом - "Фантом" отлично укладывается в галерею разнообразного расписанного хиппи транспорта.
Но самое главное отличие - что и делает выделяет эту машину от прочих - это же Роллс-Ройс! Сам факт, что символ Британской респектабельности, аристократизма расписан (как будто набежавшей стаей детей) в народной, наивной и игривой манере - это почва для культурного шока. Ленон рассказывал историю про некую пожилую леди, которая ударила машину, будучи в гневе от ее внешнего вида.
И этот факт по своему уникален. Рядом с ним можно поставить только Porsche 356 C Дженнис Джоплин, которую расписали на год позже (о нем я писал здесь).
Можно по разному относиться к Битлам (говорят, это проект, созданный специально, чтобы создать настроение в обществе), но силу эстетики игнорировать невозможно. Как и в музыке, здесь произошла встреча того, что обычно не встречается - модерна и народной культуры, фабричного точного изготовления и подчеркнуто ручной графики.
У машины вполне очевидная судьба. Она стала не нужна Леннону, когда он отошел от психоделики в сторону минимализма, и постепенно оказалась в музее (Королевский музей Британской Колумбии в Виктории), пройдя через аукцион, где ее оценили почти в 3 миллиона долларов.
#история рок-музыки #знаменитости