Найти в Дзене
Так было

Смешная фамилия

Детство

Родилась я в Москве в середине прошлого века со смешной фамилией Мартышкина. Самое обидное, что я никак этой фамилии не соответствовала. Росла я тихим, застенчивым ребёнком с милым личиком, совершенно лишённым обезьяньих черт. Может быть именно из-за этого «мартышкой» меня никто не звал, хотя дети любят выискивать друг в друге изъяны и дразнить. Во дворе, в школе просто знали, что я Мартышкина и эта фамилия никаких смешных ассоциаций не вызывала.

Но, стоило мне выехать на отдых в пионерский лагерь…тут же начинались мои душевные муки. Во время переклички в строю я намеренно делала полшага назад, чтобы остальные не видели мой открывающийся рот с тихим писком: «Я..». Как назло, эта фамилия ещё и редкой была, и поэтому когда её слышали впервые, веселье умножалось на любопытство.

Пензенские архивы

Но вот я выросла, вышла замуж, и девичью фамилию поменяла на вполне благозвучную, хотя вопрос её происхождения всю жизнь не давал мне покоя. Теперь же, став свободным пенсионером, я решила открыть для себя эту тайну, приехав на родину своих предков по отцу в Пензу.

Уже по аккаунтам в соцсетях я поняла, что разгадка близка: в Пензе и близлежащих сёлах Мартышкиных пруд пруди. Стала рыться в архивах. И тут мне попадается в руки толстенный перёплёт метрических записей конца XIX века о рождении, венчании и смерти жителей некой деревни «Наумкино» Шемышейского района Пензенской области. Так там, по моим подсчётам, одновременно проживало 800 человек с фамилией Мартышкины!

Но откуда фамилия такая? Откуда в поволжской степи мартышки могли взяться? Нашла информацию, что, порой, от сильной летней жары весь урожай зерновых здесь на корню засыхал; что арбузы в д. Наумкино не хуже астраханских росли, и даже, что ананасы в Пензенской губернии когда-то выращивали, но вот то, что африканские мартышки водились - такого не было.

Могильные кресты на кладбище деревни Наумкино и доска памяти Мартышкиных, погибших в ВОВ
Могильные кресты на кладбище деревни Наумкино и доска памяти Мартышкиных, погибших в ВОВ

Логические измышления

Попробовала мыслить логически... Фамилии в здешних краях у крестьян появились поздно, лишь в XIX веке, и присваивали их переписчики населения – авторы Ревизских сказок, чаще, по имени главы семейства, либо по его прозвищу. Вроде всё понятно: в корневой основе фамилии – имя Мартын, кликали его в деревне мартышка, вот и записали его детей, как Мартышкины. Тем более имя Мартин (латин.) есть в святцах – его вполне могли дать православному крестьянину деревни Наумкино.

Но в этом случае в Ревизских сказках после переписи населения, фамилия звучала бы как Мартинов, Мартишкин. Да и не успел бы один Мартин за такой короткий срок после присвоения фамилии (100-150 лет) дать мужское потомство в одной деревне более восьми сотням человек. В добавок, не все Мартышкины деревни были родственниками, иначе бы не венчали однофамильцев Наумкино так часто, как это случалось.

Так что же за стая мартышек здесь раньше обитала?

И тут взгляд упал на популярную в той же деревне фамилию Чайкины. А вот и стая! В здешних краях обычных речных чаек «мартышками» называли!

Размером чуть больше голубя, эта речная и озёрная птица была частой гостьей на распаханных полях. Она очищала пашни от насекомых и мышей, а водоемы от мертвой рыбы. Однако, мартышка не брезговала подворовывать и деревенскими отбросами, которые хозяйки скармливали домашней скотине, хитро подкрадываясь и выхватывая лакомый кусочек прямо изо рта жующей свиньи.

Сейчас в словарях, рядом с еще одним названием обыкновенной чайки – «мартышка», в скобках стоит слово: «устарелое». Но и теперь от отдыхающих, совершающих путешествие по Волге, не редко вслед чайке, грациозно улетающей с куском выпрошенной громким криком еды, можно услышать: «у-у, мартышка!».

Озерная или речная чайка, или обыкновенная, или мартышка (устар.) — Larus ridibundus
Озерная или речная чайка, или обыкновенная, или мартышка (устар.) — Larus ridibundus

Ловкостью, сообразительностью, хитростью, упорством, должны были, очевидно, обладать те люди, которых в шутку прозвали «мартышками». И такие качества были присущи… приказчикам - посредникам между купцом и крестьянином в торговых операциях с зерном. Их народ-то и прозвал «мартышками», которые «стаей» поселились в деревне Наумкино, дав своим потомкам такую смешную и необычную фамилию.

Дело в том, что крупные хлебные купцы – торговцы, которых в этих краях называли «суммами» в мелкие сношения с продавцами-крестьянами не входили. Они предпочитали скупать зерно оптом и желательно, по низкой цене. Вот такие выгодные купцу поставки зерна и гарантировали перекупщики-мартышки, не забывавшие при этом и о своей выгоде.

Задачей «мартышек» было не допустить крестьян, везущих мешки со своим зерном до базара, а перекупить по дороги, и как можно по более низкой цене. Для этого они караулили груженые телеги на перекрестках дорог и добивались своей коммерческой цели путем различных ухищрений.

Вот на перекрёстке дорог, ведущих к основным центрам скупа хлебного товара и располагалась деревня Наумкино. Ещё в ревизских сказках 1723 года отмечается, что Наумкино - русско-мордовская деревня, «из которой ездят в Саратов дорогою». Видимо тогда и появились здесь эти торговые посредники «мартышки».

Не удивительно теперь, почему составители ревизских сказок записали бесфамильных когда-то детей деревни Наумкино Мартышкиными - ведь они действительно были детьми мартышек.

Елена Витальева

Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал " ТАК БЫЛО..."