Этот пост навеян фильмом " Реальная цена моды". Это документальная картина, в которой показана оборотная сторона "быстрой моды" или fast fashion.
Фильм достаточно спорный и я далеко не совсем изложенным в нём согласна, но он заставляет задуматься над многими вещами и даже пересмотреть свою культуру потребления вещей.
Факт № 1
Швея в Бангладеше получает за свою работу всего 3$ в день. Естественно ни о каких соц., пакетах речи не ведется.
Модная индустрия сейчас переживает кризис, что заставляет ещё больше снижать оплату труда и использовать более дешевые и некачественные материалы, чтобы обеспечить себестоимость футболки примерно 3$, джинсов около 10$, а затем продавать их с существенной наценкой и получать свою прибыль.
К примеру, чистая прибыть H&M за 2018-2019 год составила около 1,4 миллиарда долларов.
Факт № 2
Всё больше в магазинах появляется дешевых вещей из синтетики: полиэстера, полиамида. В моде тверже укореняется тренд на кожу, а соответственно и эко-кожу. Качественные кожаные брюки себе могут позволить далеко не многие, поэтому эко-кожа становится ходовым товаром. Жаль только, что срок её службы 1-3 года. Она быстро трескается и даже осыпается.
Что же происходит дальше? А дальше всё это великолепие выбрасывается. Не биоразлагаемая одежда может лежать на свалке от 40 до 200 лет. Перерабатывается всего 1/4 часть текстильного мусора. Каждый сезон меняются тренды быстрой моды, а количество выброшенных неактуальных вещей увеличивается.
Факт № 3
Чтобы производить больше одежды, нужно больше хлопка. Поэтому его модифицировали под требования отрасли.
Более 90% хлопка было модифицировано, что привело к нашествию на культуры более сильных вредителей. Следовательно для борьбы с ними потребовались более сильные пестициды. Это привело фермерские хозяйства в упадок. В период 2006-2011 разоренными фермерами в Индии совершено около 8000 самоубийств.
Факт № 4
На модную индустрию приходится 1/5 часть всего объема загрязнения пресной воды на планете.
Факт № 5
По статистике мы носим только 50% вещей из тех, что находятся у нас в гардеробе. Реклама и распродажи заставляют потребителей совершать всё больше необдуманных и импульсивных покупок.
Что же со всем этим делать? Не покупать одежду. Ходить в одном и том же. Вовсе нет!
Осознанное потребление
Сейчас постепенно набирает популярность осознанное потребление. Появился такой термин, как капсульный гардероб, где все образы заранее продуманы и нет места для спонтанных покупок и одежде, которая ни к чему не подходит, оседает в наших шкафах или, что ещё хуже, требует покупки новых. Капсульный гардероб позволяет сделать много образов из минимума вещей. Что очень удобно! Более востребованной становится профессия стилиста.
У брендов появляются линейки одежды из органического хлопка или переработанных материалов. В H&M это линейка Conscious, у бренда Reserved - Eco aware.
Тренд на осознанное потребление всё больше укореняется, а люди задумываются не только над тем, как они выглядят, но и что они носят. Ведь грамотно подобранный гардероб может не только украсить женщину, но и пусть косвенно, но сохранить нашу планету.