Сейчас если кто-то произносит в слух имя Рене Лалика, в воображении чаще всего возникают изящные и неповторимые украшения эпохи модерн. Однако, сам именитый мастер главным своим призванием и детищем считал хрупкий мир стекла.
Как и почему гений ювелирного искусства переключился на такой прозаичный материал – вопрос очень интересный. Правда вряд ли кто-то сейчас сможет дать на него сколько-нибудь убедительный ответ. Одна из самых популярных версий: восхищение и преклонение Лалика перед изменчивой красотой природы, в особенности – облаков (более подробно об этой версии можно узнать здесь)…
Так или иначе, но гений и непревзойденный мастер ювелирного дела эпохи модерна - Рене Лалик, - достаточно быстро «переквалифицировался» в одного из самых выдающихся дизайнеров в мире стекла эпохи Арт Деко.
Конечно, такая трансформация произошла не сразу, а постепенно. К первым попыткам Лалика на стеклянном поприще вполне можно отнести широкое применение им эмалей в своих ювелирных изделиях, а уже в 1890-х гг. на полках его магазина появились первые, пока еще единичные, стеклянные безделушки.
Прорыв в этой сфере произошел в 1905 году, когда небольшие стеклянные шедевры Рене Лалика попались на глаза французскому парфюмеру – Франсуа Коти. Результатом стало появление целого мира изысканных и неповторимых флаконов для таких же тонких и изящных ароматов. Стеклянное творчество Лалика приобрело утилитарную значимость, стало востребовано, и окончательно завладело сердцем и разумом великого ювелира.
«Стекло – изумительный материал» Рене Лалик (1925г.)
В 1922 году Рене Лалик основал собственный стекольный завод Verrerie d'Alsace в Винген-сюр-Модер в Эльзасе. Он мирно переходил от одного представителя семьи Лалик к другому и продолжает работать до сих пор (хотя, с учетом ковидных ограничений, «продолжает работать», конечно, громко сказано), оставаясь единственной в мире фабрикой бренда Lalique.
Итак, чем же сегодня нас могут удивить или покорить наследники великого мастера? Чтут ли они созданные им традиции и стилистику? Достойны ли они уровня Рене Лалика? Давайте посмотрим…
Главной направляющей в стеклянном творчестве Рене Лалика была игра фактур и света. Особенно он любил противопоставлять матовое и прозрачное стекло: это позволяло создать в готовом изделии эффект глубины, воздушности, какой-то неуловимой легкости и свежести.
А еще, как и все художники модерна, он очень любил природу, в особенности самые сложные и необычные ее формы. С одинаковым рвением он воспевал в своих произведениях и роскошь лепестков орхидеи, и пугающие изгибы змеиного тела… А еще, как и все французы, он был неравнодушен к женской красоте (однако, многие из его произведений, восхваляют ее уж очень откровенно, а потому я не могу ими здесь поделиться – правила Дзена ограничивают).
Но самым выдающимся в его работах было умение смешать все это в один умопомрачительный коктейль, пленяющий, завораживающий, покоряющий любого, даже самого взыскательного критика или поклонника прекрасного.
Конечно, современная фирма Lalique существует и создает свою историю в совершенно новых условиях: в современном мире очень сложно все время быть оригинальным и необычным, а главное – востребованным. Сейчас новые творческие идеи и фантазии рождаются и воплощаются с невероятной скоростью, быстро обрастают популярностью, и почти сразу умирают…
Однако Lalique удалось как-то обособиться и закрепиться в этом нескончаемом хаосе дизайнерских ноу-хау. А все благодаря идеям знаменитого отца-основателя.
Так, не смотря на общее стремление современных нравов к яркости, насыщенности, полноте чувств и эмоций, Lalique продолжает хранить верность сдержанным тонам и краскам, предпочитая натуральный, естественный блеск стекла любым, даже самым ярким оттенкам. Единственным «нововведением» относительно творчества Рене Лалика стало разве что явное преобладание хрусталя, а исключением – использование патины и золотого тиснения.
Этот роскошный минимализм предает изделиям Lalique изысканность и элегантность, неповторимость и особенность…
Ну и конечно, как же обойтись без «фирменной» страсти Рене Лалика к природе? Роскошная красота флоры как нельзя лучше выражена в коллекции Botanica: естественное очарование пышного пиона, слегка высокомерное изящество орхидеи и скромное обаяние ландыша, так любимого Рене Лаликом… - все это снова оживает в шедеврах с надписью Lalique, вот только уже не в виде дорогих украшений, а в форме стеклянных шедевров…
Стекло придает особую красоту знакомым формам цветочных бутонов, наполняет их новым звучанием, позволяет ощутить глубину и характер линий и изгибов, пластичность и изменчивость природных форм… При использовании ярких красок, металлических украшений и вставок, все это, скорее всего, осталось бы не замеченным…
Роскошные пионы, стеклянной гирляндой пробивающиеся из холодного плена хрусталя, - странный контраст изящества и камня, романтизма и холодного кристалла, всепобеждающей красоты истинно-природной жизни и мертвого мира…
Или хрупкий ландыш, чьи маленькие колокольчики, кажется, колышутся под дуновением весеннего ветерка… Их стройные, нежные стебли также навсегда застыли в стеклянном плену, причудливо контрастируя с простой и скучной формой готового изделия – странная игра художественной фантазии, вполне в духе Лалика.
Наконец, роскошная орхидея, лишенная привычных красок и оттенков, но по-прежнему блистательная благодаря сложным формам бутонов из стеклянных кристаллов с мягким шелковым блеском… Что это как не самый яркий пример чувственности и изысканности, которые всегда были отличительной чертой творчества Рене Лалика?
Еще заметнее глубина и живительная сила воздушного стекла становится в произведениях из коллекций, посвященных миру фауны. Нет, увы здесь не нашлось место таким пугающим ее представителям, как пауки, летучие мыши, жуки и стрекозы, зато есть маленькие золотые рыбки, чьи плавники переплетаются в бесконечном танце из стекла и воздуха и парят в пространстве подобно легкой шелковой вуали…
А еще, в этой же «морской» коллекции Aquatique нашлось место очаровательным морским конькам – их силуэты сами по себе настолько необычны и обладают такими приятными изгибами, что никаких художественных доработок для их воплощения и не требуется… Мастера Lalique разве что немного поиграли с цветовой гаммой, выделив фигурки морских жителей ярким оттенком на фоне прозрачного стекла.
Но первое место по количеству стеклянных воплощений, безусловно, принадлежит ласточке – одному из самых любимых образов Рене Лалика. Вестница весны, символ счастья и свободы, эта маленькая птичка всегда находила себе теплое местечко в ювелирных и стеклянных шедеврах знаменитого мастера.
Естественно, что дизайнеры современной Lalique также вернулись к этому хрупкому символу, отчасти - в память о достижениях знаменитого отца-основателя, отчасти – ради сохранения светлой традиции. Ласточкам даже посвятили целую коллекцию приятных декоративных мелочей и безделушек – Hirondelles: целый мир стеклянных птиц с изящными, точеными крыльями, смело устремившихся на встречу солнцу, теплу, самой жизни…
Однако, все это – лишь самая практичная и утилитарная часть современного творчества Lalique . Да, невероятно красивая, хрупкая, да что уж там, даже по-своему роскошная. Но в стеклянном мире знаменитой фирмы есть еще нечто куда более интересное, особенное, более интригующее – мир искусства…
В 2011 году в Lalique появилось отдельное подразделение, призванное служить идеям и фантазиям самых выдающихся художников и дизайнеров своего времени Lalique Art .
Если кто-то читал мою статью про стеклянную вселенную Daum , то наверняка сейчас испытывает чувство дежавю: снова французские названия, снова стекло, снова искусство и знаменитые имена. Разница лишь в том, что для Даум это был достаточно ранний опыт: содружество с знаменитыми художниками эта фирма начала еще в середине 20 века, а вот для Lalique – это относительно новое явление…
Французский производитель хрусталя обладает беспрецедентным мастерством разнообразных форм творческого самовыражения, с дизайном, который всегда был на стыке искусства и декора. Отныне мы решили поставить одного из самых знаковых производителей хрусталя во Франции на службу ведущим современным художникам. (Сильвио Денз, председатель и главный исполнительный директор, Lalique SA)
Однако, фирма уже достаточно активно и успешно сотрудничает со многими ведущими фигурами в мире современного искусства, предлагая к их услугам совершенно новые формы воплощения. Волшебное сияние хрусталя придает произведениям искусства новую ауру – ауру волшебной магии игры света, цвета, плавных линий, сложных изгибов и царственных силуэтов.
Нет смысла перечислять всех знаменитых дизайнеров, сотрудничавших с фирмой Lalique начиная с 2011 года, достаточно увидеть произведения лишь нескольких, чтобы понять насколько многогранно и многолико современное стеклянное царство, возникшее некогда по воле великого Рене Лалика.
Например, коллекция для Lalique , созданная знаменитым современным архитектором Захой Хадид. Ее вазы представляют собой нечто совершенно уникальное: с одной стороны – это своего рода архитектурные сооружения в миниатюре, логичные, строгие и лаконичные; с другой – хрупкие и изящные произведения искусства, стеклянные шедевры, чьи волнующие изгибы буквально притягивают взгляд.
Ими можно любоваться бесконечно – у этого произведения просто нет четких рамок, кажется, что это лишь капля воды или даже сам воздух, неизвестно как отпечатавшийся на прозрачном стекле…
Одним из важных элементов в творчестве Хадид является ее стремление воплотить прихотливые природные линии, их красоту, плавность и изменчивость. Естественно, что подобное стремление как нельзя лучше соответствует взглядам и творческим поискам самого Рене Лалика.
«Мы часто наблюдаем за природой, чтобы создать архитектурное произведение. Элегантность, целостность и красота мира природы являются для нас подлинным источником вдохновения » (Заха Хадид)
Или изящная простота и роскошный минимализм ваз, созданных Элизабет де Портзампарк, еще одним выдающимся дизайнером и архитектором современности. Ее стеклянные произведения не содержат ничего лишнего – лишь чистота формы, природная естественность мгновения, устремленного вверх и по чистой случайности, навсегда застывшего в этом возвышенном стремлении…
Но, наверное, самая интригующая из всех коллекций Lalique Art – это Eternal: стеклянное безумие образов и сюжетов, созданных Дэмиеном Херстом. Серия скульптур и панно, выполненных из изысканного хрусталя, воплощает самые смелые и, порой, откровенно пугающие фантазии на тему извечного круговорота жизни…
Здесь нашлось место и стеклянным черепам, и сердцу, пронзенному ножом, и распятью, и скелету змеи и невероятно воздушному, почти совершенному, голубю с золотой оливковой ветвью (это скульптура моя любимая).
Символика этих сюжетов очень запутанна и воплощает в себе всю сложность взаимоотношений между жизнью, смертью и искусством. В некотором роде, это даже скорее вызов: соединение и контраст вечных и нерушимых символов веры, нравственности, душевной чистоты, смерти, жизни и хрупкого стекла… Может быть, это намек на неустойчивость самых важных ценностей человеческого бытия перед лицом современного мира?
В любом случае сеть что-то символичное и невероятно притягательное в том, что в прекрасный стеклянный мир Рене Лалика смогли проникнуть столь странные символы и образы, совершенно нетипичные для его природной эстетики, но в то же время так глубоко созвучные основным идеям его творчества.
Конечно, их воплощение может, на первый взгляд, показаться несколько пугающим: все-таки стеклянные черепа и пронзенное ножом сердце – слишком смелые образы, - но, подобный контраст наверняка бы пришелся по душе великому французу. Уж что-что, а эпатировать публику Рене Лалик умел как никто другой…
Однако, игра прекрасных и «ужасных» контрастов в виде странных, нетипичных для ювелирного искусства образов и материалов никогда не доходила у него до абсурда. Ему всегда удавалось балансировать на грани: неважно, создавал ли он очередной ювелирный шедевр или стеклянное произведение искусства, — это всегда было нечто завораживающе-притягательное.
Что ж, как мне кажется, современная Lalique , весьма успешно продолжает традиции своего знаменитого основателя, во всяком случае, что касается стекла. Фирме удалось выжить и сохранить значимость и востребованность даже в современном, крайне изменчивом мире. И заслуга в этом целиком и полностью принадлежит тем принципам и традициям, которые были положены в ее основу Рене Лаликом.
Иными словами, даже спустя десятилетия его гений продолжает жить и творить, пусть и через идеи и творчество других именитых и не очень художников и дизайнеров. А потому любой желающий может даже в современном мире прикоснуться или приобрести для себя маленькую частичку мира хрупкой красоты, наделенной сверкающей магией стекла.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Другие статьи про Рене Лалика:
Наследие Рене Лалика сегодня. Часть 1: украшения Lalique;
Португальское наследие Рене Лалика - 15 шедевров одной коллекции;
Путешествие online: музей Рене Лалика как способ прикоснуться к красоте;
Кто был вторым ювелиром модерна после Рене Лалика и почему он не стал первым;