Хотелось бы взглянуть в лицо тому кинодеятелю, который придумал это смачное название, и пожать ему руку. Что ж такое подспудное пробудилось в умах советских прокатчиков в начале 1980х, если они не постеснялись предложить эдакую кричащую упаковку? Не иначе как буржуазные законы маркетинга, которым в торговых вузах СССР не обучали. И наш малоискушённый зритель (включая нас - младшеклассников) с радостью клюнул, доказав правильность выбранного направления. Хотя подобная реакция высмеивалась в том же 1982 году - в гайдаевском фильме про спортлото (помните заголовок тамошнего бестселлера - "Смертельное убийство"?). И не по следам ли успеха этого американского триллера вскоре была написана песня "Айсберг"? Ведь до "Титаника" Камерона было ещё не скоро!..
Albert Magnus:
Оригинальное название обсуждаемой картины не в пример совпрокатной придумке было кратким да ещё слишком загадочным - просто "Орка" (о нём я прознал уже во второй половине 1980х - из толстенного однотомника Киноэнциклопедии, приобретенной по случаю). Оказывается, так называли дельфина-косатку древние римляне (и в научном обиходе с подачи Карла Линнея - как Orcinus orca), а с 1960х годов - и в англоязычных странах, хотя там по-по-прежнему более распространено прозвище killer-whale, что буквально означает "кит-убийца". И это имя-клеймо постоянно звучало даже в дублированном переводе "Ленфильма", шокируя неокрепшие умы не слабее, чем все ужасы, происходившие на экране (что впрочем не мешало, а даже способствовало желанию раз за разом освежать впечатления).
Жаль не удалось найти в инете ту самую, слегка купированную версию, шедшую в наших кинотеатрах. Чем, интересно, тогда пожертвовали? Может избыток кровищи подтёрли? Сейчас и не вспомнить.
Советским кинозрителям и того хватило, чтобы фильм стал одним из лидером проката, а потом и вовсе - легендой 80х. В пресыщенных кинозрелищами Штатах он успеха не снискал - там ещё долго главным образцом в жанре хоррора про морских монстров были "Челюсти" (1975) и подобные им попытки воспринимались уже как спекуляция. У нас же этому блокбастеру Спилберга путь на экраны был заказан, но в газетах-журналах, а тем более в отдельных книгах про западный кинематограф, его постоянно поминали как ужаснейший пример тлетворного массового искусства наравне с фильмами про Дракулу и пр.
Нашим прокатчикам, отлично понимавшим что нужно простым зрителям, приходилось выискивать обходные пути и более идеологически правильные (или хотя бы нейтральные) картины. И вот в 1981 году наконец-то попёрло: вышла приключенческая "Бездна" (вот статья на нашем канале, если кому интересно) про искателей подводных сокровищ, а также фантастические "Вожди Атлантиды". И сразу на следующий год - "Смерть среди айсбергов", триллер с природоохранным и общегуманистическим посылом. То что надо!
Роман Ужасов:
Не стал бы я так противопоставлять наши "неокрепшие умы" заокеанской твердолобости при оценке фильма. Шекспир, как говаривал драматург Соев из "Покровских ворот", тоже переделывал старые сюжеты. На экране перед нами разворачивается не очередной ужастик про акулу-каракулу из-за которой пришлось (о, ужас!) закрыть городской пляж, а настоящая трагедия. Героев ведёт к печальной развязке именно Фатум, а вовсе не желание подзаработать, хотя именно это желание дало первотолчок затягивающему водовороту событий.
Лишняя, нарочитая ставка на зрелищность даже вредит картине, например, в сцене пожара и в эпизоде гибели какого-то паренька (я даже толком и не понял кто это - помощник зологини что-ли), показанном мимоходом во второй половине картины. План по кровище у продюсеров "горел", не иначе?
Но в целом фильм очень мне понравился при повтором просмотре. У меня не вышло вспомнить сюжетные перипетии, исключая гибель самки с детенышем и откушенной загипсованной ноги, такое не забыть, конечно. Зато получилось вспомнить свои ощущения от посещения кинотеатра в далеких уже восьмидесятых.
А. М.: У меня с тех времён от фильма остались схожие воспоминания, так ещё и на стороне кита был всю дорогу ("я мстю и мстя моя страшна"), тем неожиданней стал пересмотр отношения к сюжету спустя лет 25, когда я увидел это кино вновь. Оказалось, что капитан Нолан и не злодей вовсе, и даже не браконьер, как представлялось изначально. Перефразируя цитату из другой советской нетленки: "он тоже мужик несчастный - у него беременная жена в ДТП погибла".
Кстати, в книге Артура Херцога "Орка", которая вышла в том же 1977 году (и получается, что экранизирована на скорую руку) этот трагический эпизод в биографии главного героя начисто отсутствует и таким образом является отсебятиной от режиссёра Майкла Андерсона и целого трио сценаристов...
Между прочим, 30 лет в советских кинотеатрах показали ещё одну картину этого же режиссёра - научно-фантастическую драму "Тысячелетие" (1989) - и тогда она мне показалась скучной (теперь же есть повод переглядеть).
...Всё остальное книге мало противоречит и заварушка тоже происходит из-за острейшей необходимости заработать - сначала путём поимки большой белой акулы для японского океанариума (ради этого даже в банке кредит берётся под залог судна), а после неудачи целью становится косатка. Правда, об этом сообщается сразу, а не задним числом, когда зритель уже успел возненавидеть Нолана не меньше, чем овдовевший по вине того кит.
Зато мне стала ясной одна из вероятных причин, по которой наши выбрали именно этот фильм для закупки: в начале 1980-х он вполне устраивал в том числе и с идеологической точки зрения, так как в неприглядном свете выставлял западный "мир чистогана", когда ради куска хлеба простой народ привык идти на сделки с совестью и т.д и т.п. Кто помнит советскую сатиру про "их нравы", тот меня поймёт. Сейчас же мы сами живём в такой действительности и этот момент скорей всего пройдёт незамеченным, да и вся эта рефлексия Нолана может показаться надуманной. Он же вдобавок человек религиозный - католик, как и большинство ирландцев (актёр Ричард Харрис из тех же краёв, кстати).
В итоге косатка, которой изначально сочувствуешь, очень скоро становится озверевшей скотиной, на почве мести потерявшей чувство меры, жалости и пр. Но это опять очеловечивание, которого из без того в фильме многовато: слишком продуманно действует это животное, когда устраивает поджог, крушит сваи прибрежного дома и т.д. Для драмы, для притчи - не самая подходящая форма изложения. А для ужастика слишком поучающе.
Р.У.: В начале 80ых этот фильм с успехом сыграл у нас на поле жанрового остросюжетного кино, хотите, называйте это триллером. Но тогда, что и говорить, конкурентов у него почти не было. Серьезные киноведы и в то время (совершенно справедливо) отмечали:
«Фильм «Смерть среди айсбергов» не только помнит о своем родстве с лентой Стивена Спилберга … но и настаивает на нем. Подобно тому, как отец и мать могут продолжиться в детях цветом глаз или волос, «Челюсти» повторяются в своем кинематографическом ребенке сразу на нескольких уровнях – фабульном, аттракционном и образном. Даже главный трюк нового фильма – огромный кит-убийца – впрямую скопирован со спилберговской акулы…».
Владимир Дмитриев: «Экологическая вендетта», журнал «Советский экран» № 14, 1982 г
Отмечая прежде всего экологический посыл картины кинокритик заключает:
«Проблема правоты животного, точнее, правоты природы перед человеком родилась не сейчас, но в последние годы в западном искусстве она приобрела взвинченный, почти истерический характер, о чем свидетельствует, в частности, и картина «Смерть среди айсбергов», интересная не столько сама по себе, сколько выражением определенной общественной тенденции.»
Там же
A.M. К слову, в книге-первоисточнике фильм "Челюсти" тоже упоминается...
Р.У. Но тут вот что интересно. За прошедшее время все эти "общественные тенденции" заострились уже до такой степени, что нам не нужно быть китобоями и выходить на промысел в океан, что бы о них пораниться. Достаточно просто пойти во двор, выгулять комнатную собачку. Но сам фильм-то! Он по-прежнему смотрится с интересом. Сколько кинокартин, подобно Орке в финальных кадрах, навсегда скрылось от нас глубоко подо льдами забвения, но этому спустя много лет суждено было выплыть. Пробиться до чистой воды, и сыграть уже на драматическом нерве, так, что бы мы сначала что-то вспомнили, почувствовали, а потом задумались, что же мы такое почувствовали.
Теперь, парадоксально, в центре повествования оказывается всё-таки человек. Оттуда, из семидесятых годов, тоже безумно озабоченных экологией и разумом соседей по планете, нам подают сигнал, что человек тоже, безусловно заслуживает сочувствия, даже такой нестриженый капитан-неудача, как Нолан.
4/5 - общая оценка от kin0guru
(c) Albert Magnus и Роман Ужасов специально для kin0guru
#совместные обзоры от kin0guru #лидеры советского кинопроката #тайны кино от kin0guru #киноностальгия от kin0guru