Найти тему
Круговороты

Дороги былых времен в Калмыцкой степи.

Калмыцкая степь, как географическое понятие к концу XVIII века имело ориентиры: а) ниже Царицы; с севера на восток к Волге от Харабали до Астрахани простирались по луговой стороне Волги; б) по берегу Каспия и нижнему течению реки Кумы. Южная черта кочевий – берега рек Мокрой Буйволы, реки Калаус; от Реки Кугульты и Сандаты; на западе от реки Егорлык до Маныча, а затем по земле калмыцкого кочевья задонской степи до рубежей Царицына.

Карта . Из свободного доступа.
Карта . Из свободного доступа.

Эта территория уже имела сложившийся уклад и была покрыта сетью степных дорог, на которой перекрещивались всевозможные пути по разным направлениям без начала и конца. Она была открыта со всех сторон, и каждый проезжающий по степи выбирал наиболее удобный путь для следования или нужный тракт. К числу наиболее важных дорог в Калмыцкой степи, относились: а) Астрахано- Кизлярский или линейный с ветвью на юго- запад, так называемой Чумацкой дорогой, б) Крымский или « Воровская дорога» с ветвями на юг и на север, в) дорога из Черного Яра к Крымскому тракту.

Фрагмент фотоработы Г.Лиджиева.
Фрагмент фотоработы Г.Лиджиева.

Сложившаяся военно- политическая обстановка между Россией и Турцией в конце XVIII – начале XIX веков требовала от России активных и долгосрочных мероприятий по освоению и удержанию новых земель.

« Только освоив земли, можно было их удержать». ( Плужников И.И.).

Наиболее быстрое решение – это заселение земель между Каспийским и Азовским морями, путем перевода калмыков из кочевого образа жизни к оседлому, что удержит правобережных ( кочующих по правому берегу Волги) калмыков от кочевки в Джунгарию. В случае откочевки калмыков из Астраханской губернии и без того слабозаселенный край обезлюдел бы совсем. А это могло бы отразится на обеспечении населения, воинских подразделений, действующих на Кавказе, мясом, рабочим скотом, т.к. земля, отданная калмыкам для кочевий, как тогда говорили была « скотным двором» России.

« Откочевка калмыков создаст тот злополучный вакуум, пустоту, не заселенность территории, что может привести к серьезным проблемам в регионе. Сюда могут устремится кочующие племена протурецки настроенных ногайцев с земель, не вошедших в состав России. В то время такое несанкционированное вторжение явится предлогом для возобновления военных действий» ( Плужников И.И., статья «Освоение»,).

Процесс освоения и удержания новых земель носил черты колонизации.

Во исполнение указов Екатерины Великой ( № 14464 и № 14607) от 6 августа 1777 года – 500 хоперских и 700 волжских казаков, 2 батареи егерей, в сопровождении 8 эскадронов драгун Владимирского полка двинулись из Дубовки через Царицын по направлению к урочищу Мажары, вблизи которой и проходила пограничная линия. Им предстояло ее охранять и обживать. Маршрут этого неизвестного пути пролегал вдоль границы Астраханской губернии и Войска Донского. На западном склоне Эргеней имелся обильный подножный корм и источники воды, пригодной для питья. В качестве проводников с ними идут три калмыка Малодербетовского улуса. Они хорошо знали места водопоев. Это были либо балки, где имелось открытое излияние пресноводных ключей, либо степные реки, сбегавшие с возвышенности. Это могли быть и колодцы- худуки.

Вот маршрут, пройденный военной экспедицией от Дубового посада на реке Волге до урочища Мажары: с. Дубовка, Царицын, Сарепта, Тундутово ( ставка Малодербетовского улуса), стоянка на реке Алмата – Зельменеь, стоянка на балке Конкрюк, стоянка на реке Акшябай, стоянка на реке Амта, стоянка на реке Загеста, стоянка на реке Джурак, стоянка на балке Кресты, стоянка на балке Кипты- Булук, стоянка у озера Амта- Нур, стоянка на реке Гардачи, стоянка на реке Калаус, ( балка Амта- Худук), стоянка на реке Чимрек, стоянка на реке Калаус(с. Петровское). Отряд двигался спешно от водопоя к водопою, делая дневной переход в 25 – 30 верст. В местах водопоя отдыхали и люди и животные. Лошадей кормили овсом только в короткий обеденный отдых.

Протоптанная казаками- первопроходцами полоса в степи и стала новой степной дорогой, Царицынско - Ставропольским трактом , по которой после рекогносцировки и обустройства( мосты, броды, устройство спусков и подъемов на крутых склонах рек и балок) пошли первые обозы с грузом для обустройства пограничной линии. Первоначальная потребность на линии в строительных материалах, военной технике, патронах, порохе, шанцевых инструментах, рабочей силе, продуктах и иных средствах была столь велика, что обозы двигались почти сплошным потоком. Движутся партиями переселенцы во вновь основанные селения; скачут во весь опор правительственные курьеры; по пыльной дороге стремительно и днем и ночью мчатся почтовые тройки. Проехать по этой дороге было совсем не просто. Зной, пыль, снежные бураны и ветер, там всегда ветер. К погодным неудобствам добавились и иные опасности. На длинных перегонах промышляли разбойники. Грабились и военные обозы и гражданские. Этим грешили и калмыки, и шайки разбойников и ватаги казаков с Дона. Поэтому в путь отправлялись два - три раза в неделю большими партиями с воинскими обозами и под охраной служивых казаков. Но были и неохраняемые обозы - чумацкие. Дорога с момента создания является стратегическим объектом.

В 1785 году появляется новый указ Императрицы, по которому Потемкину Г.А. велено позаботится об обозначении границы на местности и установление казачьих кордонов вдоль границы наместничества и земли Войска Донского. Кордоны установлены в местах стоянок у водопоев на тракте. Поэтому многие кордоны при них получили калмыцкие названия. В задачу кордонов входило предупреждение грабежей на тракте, и взаимного угона скота. В степи это случалось повсеместно. В этот процесс были вовлечены вначале калмыки и казаки, а впоследствии и переселенцы. На каждом кордоне предписывалось иметь одного урядника и восемь вооруженных конных казаков. Им предписано, постоянно разъезжать вдоль тракта, а в случае угона скота или грабежа преследовать преступников. Такая практика имела положительные результаты. Уменьшаются случаи грабежей обозов и взаимных набегов.

С 1847 года Ставрополь становится столицей Кавказской губернии. В городе сосредотачивается инфраструктура не только губернии, но и всего Северного Предкавказья. Поток грузов на тракте возрастает. Меняется их перечень. В Ставрополь везут уже не только военные , но и коммерческие грузы. И, хотя перевод калмыков в оседлое состояние до середины девятнадцатого века не имел успеха, но освоение новых земель продолжалось. Одним из следствий и одновременно средством включения Кавказского региона в состав России стало развитие дорожно – транспортной инфраструктуры. Дороги, которыми шли войска, а зачастую они и прокладывались войсками, постепенно заняли свою привычную нишу в жизни губернии.