Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Зеленый Бор: разрушающееся наследие советской эпохи или поселок будущего?

Некогда полный жизни, молодой рабочий поселок, построенный фактически в лесу, на болоте, сейчас выглядит, как застывший во времени особый мирок. Когда въезжаешь в него первый раз, создается впечатление, что попал в старые добрые и, главное, счастливые для многих советские времена. Но если присмотреться, понимаешь, что от этих времен здесь осталась лишь тень…

-2

В поселке, хотя он и разросся в последние годы за счет частной застройки на въезде, количество жителей значительно сократилось. С хорошей работой в Зеленом Боре трудно, поэтому молодежь уезжает в города. Остаются жить, в основном, пенсионеры и те, кто строит себе коттеджи в живописном, тихом месте.

-3
-4
-5

Центр поселка поистине историчен! Здесь вдоль дорог аккуратно выстроились двухэтажные сталинские дома, а в конце улицы Железнодорожной величественно возвышается здание Дома культуры с белыми колоннами.

-6

Не так давно внешний вид домов на центральных улицах привели в порядок: покрасили в разные цвета. Но, к сожалению, такой косметический ремонт больше напоминает попытку создать потемкинскую деревню, чем действительно поменять что-то к лучшему.

Несмотря на удобное расположение поселка, наличие неплохой инфраструктуры, много квартир в старых домах пустует, спроса на жилье нет. И это не удивительно. В некоторых кирпичных строениях зимой бывает очень холодно: как говорят жильцы, из-за неправильно проложенных труб центрального отопления. Дома ведь строились в те времена, когда вода и уборная были на улице, а обогревали жилье печками. Потом, со временем, каждый дом оборудовали центральным водоснабжением, канализацией и отоплением, но, видимо, где-то не доработали.

-7

Жители также жалуются на отсутствие капитального ремонта на протяжении десятков лет: где-то в подвале текут трубы, создавая угрозу целостности фундамента, в других домах протекают крыши.

-8
-9

Заходим в гости к одной из жительниц поселка Ковалевской Марии Семеновне, которая переехала сюда несколько лет назад из деревни. Квартирой она довольна: большая, светлая, теплая. А все благодаря тому, что основа дома — бревенчатая.

-10
-11

По сути, дом, где она живет, представляет собой барак, который во время капитального ремонта был обложен кирпичом. И в этом есть своя обратная сторона — повышенная пожароопасность, особенно, учитывая тот факт, что некоторые соседи имеют пристрастие к алкоголю.

-12

Еще один существенный недостаток ее дома — очень крутые ступеньки на второй этаж. С больными ногами, как у нее, говорит Мария Семеновна, спуск и особенно подъем по лестнице становится крайне трудным и опасным.

-13

Но пенсионерка не унывает — если надо подышать свежим воздухом, она выходит на большую лоджию.

-14
-15

Дальше идем в относительно новый дом, хотя выглядит он гораздо хуже сталинских двухэтажек. Поднимаемся на второй этаж к Андрончикам Татьяне Романовне и Владимиру Александровичу.

-16

Супруги жалуются, что уже много лет у них и у соседей течет крыша и заливает водой стены. В дождливое время года в комнатах постоянная сырость, обои уже даже не меняют — нет смысла.

-17

Жильцы неоднократно обращались и в ЖКХ, и к местной, и районной власти, но результата нет.

Подходим к еще одному жилому зданию и понимаем, что проблема капитального ремонта, остро стоит во многих домах поселка.

На этот раз перед нами сборно-щитовой дом, построенный в конце 40-х годов прошлого века (!).

-18

Первый сборно-щитовой дом

Таких домов в поселке всего три, и раньше, при заселении, знающие люди предпочитали брать квартиры именно в таких домах, а не в кирпичных: в них было суше и теплее.

-19

Но годы прошли, и теперь эти дома чем-то напоминают домики двух поросят из известной сказки, готовые развалиться от сильного ветра. Создается впечатление, что фундамент уже давно гниет, а в стенах скоро будут дыры.

Жильцы одного из таких домов говорят, что когда в первый раз к ним приезжала комиссия для оценки состояния дома, то процент износа оказался очень большим, и дом был признан аварийным. Однако через некоторое время приехала вторая комиссия, и заключила, что дом в порядке.

Конечно, слухами земля полнится, но что-то нам подсказывает, что по крайней мере доля правды в этом есть.

Следующий дом, в который мы направляемся, — как раз один из сталинских, покрашенный в приятный голубой цвет.

-20

Подходим ближе и понимаем, что покраску выполняли каким-то оригинальным способом — прямо по кирпичной кладке.

-21

Хотя один из соседних домов перед покраской был оштукатурен.

-22
-23

Подъезд дома, увы, как и в других домах, куда мы заходили, давно не видел нормального ремонта: пол и ступени обшарпаны до дерева, стены, вроде бы и недавно крашеные, но как будто разбавленной краской.

-24

Зато в квартире у семьи Салабаевых, куда мы зашли, тепло и уютно. Александр Иванович с супругой Ниной Егоровной рассказывают, что на высшую власть нареканий не имеют: в августе голосовали за Александра Лукашенко и переживали за то, что протестующие устроили в Минске.

-25

Зато к местной власти у семьи претензий много. Главная боль — это их земельный участок, который они в далекие времена сами разрабатывали, выкорчевывая корни деревьев. Тогда участки никак не оформлялись: земли было много, никто не возражал против свободного ведения личного подсобного хозяйства. Салабаевы засадили свой клочок садовыми деревьями, ягодными кустарниками, разбили огород, возвели хозяйственные постройки, каждый год трудились на нем, несмотря на возраст и болезни.

Картины Александра Ивановича, физкультурного руководителя по специальности
Картины Александра Ивановича, физкультурного руководителя по специальности

И вот пару лет назад их участок, как и многие другие, был просто экспроприирован поселковой властью, чтобы затем выставить его на продажу для коттеджной застройки. Пока земля еще не продана, и они постепенно перевозят на велосипеде все самое ценное на участок с домом, который им недавно достался по наследству.

Раньше, говорит Нина Егоровна, председатели сельсовета с самого утра всегда были «на поселке», все время с людьми разговаривали. Сейчас же местную власть не видно и не слышно.

-27

Покидаем гостеприимную семью Салабаевых и идем в Дом культуры. По пути видим недостроенное двухэтажное здание. От местных жителей узнаем, что стоит оно в таком виде уже много лет. Раньше вокруг него хотя бы ограждение было, теперь — и его нет. Так недалеко и до беды.

-28

Решаем по этому поводу зайти в сельсовет. Дверь оказалась запертой, но через пару минут нам открыла и.о. председателя Вероника Першай, пояснившая, что сам председатель на больничном и других сотрудников тоже нет на месте.

-29

Пытаемся выяснить, почему здание, представляющее опасность, в первую очередь, для детей, до сих пор не снесено. Но Вероника Першай ответить на вопросы не смогла, сославшись на то, что она лишь заменяет председателя, но убедила нас, что сельсовет этим вопросом занимается «прямо сейчас».

-30

Кстати, внутрь она нас так и не впустила — разговаривали на пороге.

-31

Зато нас доброжелательно приняли в Доме культуры — его директор Валерий Гусев и заведующая библиотекой Татьяна Гусева.

-32
-33

Надо сказать, что в отличие от жилых домов ДК выглядит очень хорошо. Внутри сделан ремонт, помещения чистые и светлые.

На первом этаже расположен актовый зал, где показывают фильмы, проводят концерты, дискотеки.

А на втором находится библиотека, кружковая комната, подсобные помещения. Библиотека тоже радует своей аккуратностью.

-34

Ее заведующая, Татьяна Гусева, узнав, что мы из «Минской правды», хвалится подшивкой нашей газеты. На полках и другие периодические издания, рядом — тематические стенды с книгами.

-35

Большой хозяйственный магазин, закрытый несколько лет назад

-36

Знаменитое кафе «Ял i нка», куда раньше за пирожками приезжали из Жодино, Смолевичей и даже из Минска. Теперь оно больше напоминает бар или пивную, пирожки здесь больше не пекут

-37

Закрытая больница. Жители говорят, что в СССР она имела всесоюзное значение

Бывшее поликлиническое отделение больницы
Бывшее поликлиническое отделение больницы

По всему видно, что поселок в свое время строили для людей и жил он полной жизнью. Здесь, помимо Дома культуры, есть почта, банк, амбулатория, баня, школа и детский сад, несколько промышленных и сельскохозяйственных предприятий, магазины. А раньше еще была большая больница и даже гостиница.

Еще одна беда поселка — бездомные собаки. Жители говорят, что сюда их завозят на машинах и выбрасывают хозяева из Жодино. Предательски брошенные питомцы, конечно, периодически сбиваются в стаю. А потом ЖКХ вызывает отлов, и те уже без разбора забирают и беззлобных собак, к которым привыкли местные жители, и агрессивных.

-39
-40

Напоследок заезжаем на Святое озеро, в паре километров от поселка, где частной организацией оборудована зона отдыха.

-41
-42

Въезд для машин перегорожен шлагбаумом, но пешком можно пройти без проблем. На территории ЧУП «Святое озеро» стоят беседки с подведенным электричеством, мангалы. От берега идут мостки. Тихое и красивое место.

Впечатления после нашей поездки в Зеленый Бор смешанные. С одной стороны, понимаешь, что в этом спокойном месте в окружении сосен в советское время была заложена замечательная база для нормальной полугородской-полусельской жизни. С другой стороны, очевидно, что эту базу не сохранили, и поселок, возводившийся руками белорусов и русских, приехавших из Ивановской области, умирает.

Найдутся ли ответственные люди, которые возродят это замечательное место, пока оно окончательно и бесповоротно не разрушилось?

Автор статьи: Надежда Саблина

Автор фото: Светлана Курейчик

Автор видео: Светлана Курейчик