Оказывается, дети и без игрушек играют, но только по-другому
Игровой центр или кастрюли?
- Мама, купи игрушку, - ноет трехлетний пацан, вцепившись в мамину юбку.
- Да зачем, у тебя их и так – полно!
И вот, сияющий малыш несет домой очередную яркую добычу, забрасывает ее под диван, и успешно о ней забывает.
В последнее время мамы как будто помешались на игрушках. И я в том числе. Старалась покупать все самое современное, часами зависала на сайтах с развивающими играми. Сортеры, бизиборды, умные книжки из фетра, магнитные конструкторы для создания машинок, интерактивные зверушки… Всего не перечесть, думаю, вы знаете это лучше меня.
Интересно, но некоторые карапузы игровыми центрами не интересуются, предпочитая кухонный шкаф с кастрюлями.
А что будет, если детей оставить без игрушек? Совсем? Оказалось, так уже более 60 лет делают в Германии. Называется эта концепция развития детей «Время без игрушек».
Игрушки – в отпуске, дети в ужасе?
Представьте ситуацию, когда родители или воспитатели собрали все игрушки в коробки и сказали детворе, что их машинки и куклы «уехали в отпуск»? Как думаете, что дети будут делать?
В немецких садах уже несколько десятилетий практикуют дни, недели и даже месяцы без игрушек. Самый долгий срок проекта – 3 месяца, но при условии, что малыши в это время могут большую часть дня проводить на улице.
Пример - на видео https://fb.watch/3u7_pA8xcY/. Там все по-немецки, но, по-моему, и так понятно.
Концепция «времени без игрушек» возникла в баварских детских учреждениях в 1980 гг. и быстро распространилась. Сегодня ее практикуют сотни детских садов в Австрии, Германии, Швейцарии.
Цель в том, чтобы не допустить избытка игрушек и стимулировать воображение.
Дети играют по-другому
В дошкольных учреждениях советуются с родителями, и определяют, насколько оставлять детвору без игрушек. В некоторых садиках – это всего один день в неделю.
Педагоги уносят игрушки, но разрешают использовать все остальное. В ход идут подушки, мебель, стулья, одеяла. Дети возятся с природными материалами, делают кукол из веточек, пиццу – из скомканной бумаги.
Манипуляции с природным материалом имеют колоссальный потенциал. Беря в руки палочку, веточку, желудь ребенок проводит исследование. Пробует копать, втыкать, укрывать, катать, украшать. Это не возможно с игрушкой, предназначенной для чего-то одного.
Плюсы отсутствия игрушек:
· развитие воображения и творческих способностей;
· быстрое развитие речи;
· свобода развития личности;
· профилактика разного рода зависимостей;
· концепция меняет роль воспитателя/родителя. Вы действуете не как «развлекатель», а как наблюдатель и друг.
Но самый главный плюс – социализация и укрепление отношений со сверстниками. Чаще всего дети придумывают совместные активные игры.
"Время без игрушек" дома
Кстати, такие дни в виде эксперимента проводят и в России. Например, в г. Зеленогорск, о чем снято видео https://youtu.be/fl0s5-AHTdA
Главное, не увлекаться, и вовремя возвращать игрушки «из отпуска».
Кажется, идея не лишена смысла. Как думаете? Может, «выходные для игрушек» и нам дома устраивать?
Палец вверх и подписывайтесь на мой канал!