На музыкальном небосклоне более ста лет немеркнущим светом горит звезда великого джазового музыканта Луи Армстронга. Однако осветила его творческий путь и стала путеводной другая звезда – Маген Давид. Многие не понимают, что заставило темнокожего внука рабов, завезенных в Америку, до конца жизни носить древний еврейский символ.
Детство в трущобах
В 1901 г. в грязных трущобах Нового Орлеана, Сторивилла, в нищей семье появился на свет Луи. Отец оставил малыша и его сестру, когда они были совсем маленькими, шестнадцатилетняя мать зарабатывала на жизнь мытьем полов и проституцией.
Самым безобидным ее занятием была переработка подпорченных продуктов, подобранных на рынке, с последующей перепродажей. К этому нехитрому промыслу она не редко привлекала и сына.
Но мизерного заработка все равно не хватало на пропитание, мальчишка жил впроголодь.
Знакомство с семьей Карнофски
Когда малышу Луи исполнилось шесть лет, он познакомился со старьевщиком, жившим по соседству. Поговаривали, что Алекс Карнофски, так звали соседа, вместе со своей еврейской семьей приехал в Америку из России.
Алекс предложил темнокожему мальчишке заработать пару центов, разобрав белье, а после честно заплатил за работу. На следующий день парнишка опять направился к телеге старьевщика в надежде на заработок.
Жизнь в приемной семье
Прибившись к еврейской семье, со временем Луи стал практически третьим сыном: помогал соседу скупать старые вещи, развозил уголь по местным борделям, а вечером регулярно получал от своего благодетеля тарелку горячего супа.
Алекс и его жена никогда не кичились белым цветом кожи и не делали разницы между своими сыновьями и негритенком, прибившимся к ним. Вечерами, укладывая спать малыша, жена напевала русскую колыбельную.
Вместе с ней впервые начал петь и темнокожий Луи, убаюкивая своего белого названого брата. Карнофски стали для мальчика настоящей семьей, подарив ему заботу, ласку и доброту.
Армстронга приводили в восхищение их отношения, дружелюбие, чистоплотность. А главное – работоспособность и целеустремленность.
Он видел, как тяжело все работали, но никогда не слышал от них жалоб и стенаний. У них он научился вставать в 4 утра, не лениться, не скулить, а идти к своей цели.
Как-то отец-Карнофски подарил Луи старую жестяную дудку. Мальчик быстро освоил ее, а его приемные родители только переглядывались, восхищаясь талантом мальчугана. Луи мечтал о покупке настоящего инструмента. Заветную сумму, 5 долларов, помог собрать старьевщик.
Звезда Давида
В этой семье Армстронг научился бегло говорить на идише.
В знак восхищения еврейским народом и благодарности семье, принявшей и воспитавшей его, Луи до конца жизни носил на шее шестиконечную звезду Давида.