Найти тему
У ДОСКИ

Не так страшен чёрт, как его малюют, или ещё раз об итоговом собеседовании

Всем привет.

С 2019 года учащиеся 9 классов проходят обязательное устное собеседование по русскому языку, которое состоит из 4 заданий: чтение текста, пересказ текста с включением в него цитаты, монологическое высказывание на выбранную тему и диалог с экзаменатором. Время на прохождение 15-16 минут, для учащихся с ОВЗ оно увеличивается до 30 минут.

Задания итогового собеседования направлены на проверку коммуникативных компетенций девятиклассников. Оценивается выполнение заданий по системе «зачёт»/«незачёт». Для того, чтобы получить зачёт, нужно набрать не менее 10 баллов.

Собеседование проводится во вторую среду февраля. В 2021 году оно пройдёт во всех российских школах 10 февраля.

Несмотря на кажущуюся простоту заданий итогового собеседования, многие учащиеся испытывают серьёзные затруднения. По моим наблюдениям, особенную трудность для них представляют пересказ прочитанного текста и создание монологического высказывания. Кроме того, при пересказе требуется включить цитату в нужный фрагмент текста. Это вызывает еще большие затруднения, так как учащиеся не всегда понимают, где именно следует применить цитирование.

Создание монологического высказывания на выбранную тему из не менее чем 10 предложений для многих и вовсе становится неподъёмной задачей, так как за очень короткое время (1 минута) нужно создать цельный, связный собственный текст.

Почему столь несложные задания вызывают трудности? Есть несколько причин.

Во-первых, многие учащиеся испытывают затруднения при запоминании текста и его воспроизведении. На работу памяти влияет много разных факторов: физическое состояние, возраст, психологические нагрузки и т.д. Проблемы с памятью, к сожалению, испытывает каждый второй современный школьник.

Во-вторых, нынешние подростки не читают. Совсем. Как следствие – скудный словарный запас, неумение выражать связно и точно свои мысли, выстраивать логически стройное высказывание.

В-третьих, слабое владение нормами русского языка. При чтении, пересказе и создании собственного высказывания многие школьники допускают массу орфоэпических, логических, речевых ошибок.

Косноязычие, нарушение логики изложения, шаблонность и однотипность конструкций в речи школьников во многом обусловлены процессами снижения речевой культуры общества.

Итоговое собеседование – испытание для многих девятиклассников сложное. Но это вовсе не значит, что пройти его не удастся.

К собеседованию нужно обязательно готовиться. К сожалению, школьники часто игнорируют самостоятельную подготовку, поэтому чаще всего она ложится на плечи учителя.

Хотела бы сегодня поделиться тем, как я готовлю своих выпускников к собеседованию.

Класс у меня в этом году сложный, и поэтому мы начали готовиться еще с сентября. Да и подготовка имеет форму «натаскивания».

Начали мы с чтения. Все читают довольно бегло, но с постановкой ударения прямо беда. Много внимания уделили орфоэпии, проводила орфоэпические диктанты. Надеюсь, хоть что-то запомнится)))

Затем переключились на пересказ. Главное при пересказе – не упустить микротемы и не добавить ничего лишнего. Учились выделять в каждом абзаце главное, правильно делать опорные записи, которые можно будет использовать при пересказе. Это оказалось довольно сложно. Но к середине года всё же ситуация улучшилась.

И вот подобрались к монологическому высказыванию. Заключили с ребятами договор – выбираем только первую тему. По своему опыту знаю, что учащимся легче даётся описание фотографии, так как картинка перед глазами и есть опоры под фото. Кроме того, каждому давала «шпаргалки» - что-то вроде плана высказывания с возможным началом для каждого предложения. Оказалось, это здорово помогает – со временем запоминаются фразы из «шпаргалки», высказывание становится более связным и цельным. Сначала тренировались, создавая письменные высказывания. Затем переключились на устную работу, постепенно сокращая время на подготовку.

Участие в диалоге тоже принесло свои сюрпризы. Оказалось, рассуждать на некоторые темы, отвечая на вопросы, многим ребятам непросто. Иногда они просто не знали, что сказать, не имели своего мнения по данному вопросу. Тут пришлось попотеть, много беседовали, делились мыслями, мнениями.

Всё это в течение года проделывали многократно, совмещая с подготовкой к письменному экзамену.

Проблему для ребят представляет и то, что на подготовку даётся очень мало времени. У многих ограничение во времени вызывает панику, беспокойство и страх. Поэтому важен еще и позитивный настрой, внутреннее спокойствие и уверенность.

Именно волнение зачастую очень мешает девятиклассникам получить проходной балл и успешно пройти собеседование. Был случай, когда ученица в какой-то момент просто замолчала, замкнулась в себе и расплакалась. Стали разговаривать, и девочка призналась, что вдруг всё вылетело из головы, она испугалась, запаниковала, отсюда и такая реакция.

Итоговое собеседование - испытание, к которому нужно готовиться. Ведь при должной подготовке подготовке пройти его способен практически каждый.