В 1969 году Юлий Райзман приступил к съемкам своего очередного фильма. Первоначальный замысел фильма сам Райзман изложил так.
Представьте: некий молодой человек отдал театру свою первую пьесу. Повезло: пьесу приняли, репетируют. Автор бывает на репетициях. Радуется? Нет, мучается ею. Ну, например, по замыслу его героиня — молодая красивая женщина с романтической судьбой, а ее роль готовится исполнить актриса, которая и не молода, и не красива, и как-то буднично хлопотлива… Но пришла премьера — и все преобразилось. Наш автор буквально потрясен: он видит на сцене свою героиню — это кажется ему чудом. Вот это самое чудо, конечно, общеизвестное и, тем не менее, таинственное, мне было бы очень интересно показать на экране.
Съемки фильма продолжались более 4 лет. Премьера состоялась в декабре 1973 года. Он назывался "Визит вежливости". В результате Райзман снял самый роскошный по своей зрелищности фильм за всю свою режиссерскую практику. И в то же самое время, этот фильм является и самым забытым из всех фильмов, снятых режиссером. Фильм и в год выхода не имел особого зрительского успеха, а потом о нем стали постепенно забывать.
Первоначальный сюжет о молодом драматурге очень сильно трансформировался в ходе съемок. Съемки фильма проходили на ракетном крейсере "Адмирал Головко", в Неаполе, на развалинах Помпеи, в Севастополе. Начинающий драматург превратился в капитан-лейтенанта, проходящего службу на ракетном крейсере Краснознаменного Черноморского. Крейсер с визитом вежливости заходит порт Неаполя. Советские моряки посещают раскопки знаменитой Помпеи, и наш главный герой, который в свободное от морских вахт время пишет рассказы, даже книжку уже выпустил, решает написать пьесу-притчу о "последних днях Помпеи". Вдохновило же его на написание пьесы встреча с молодой красивой неаполитанкой Лючией, которая был экскурсоводом на развалинах Помпеи.
Райзман всегда старался приглашать на главные роли ранее неизвестных широкому зрителю артистов. Когда снимался фильм "Частная жизнь" он очень опасался брать на главную роль Михаила Ульянова, боялся, что актер не сможет обойтись без привычных зрителю ульяновских штампов маршала Жукова. Вот и в "Визите вежливости" в главных ролях снимались ведущая актриса Куйбышевского драмтеатра Любовь Альбицкая и молодой актер МХАТа Борис Гусаков. Это были их первые роли в кино. Кроме них в фильме снимались В. Стржельчик, которого Райзман снимал еще в 1942 г. в фильме "Машенька в роли финского офицера, А. Демидова, Б. Химичев, А. Вокач, Е. Уралова, А Эйбоженко? Р. Филиппов. В древнеримской массовке снимался студент Гнесинского института А. Градский.
Капитан-лейтенант Андрей Глебов во время экскурсии офицеров корабля в Помпеи решил поближе познакомиться с итальянским экскурсоводом Лючией. Лючия наполовину русская, ее мать - эмигрантка их России, поэтому прекрасно владеет русским языком. Летом Лючия водит экскурсии по Неаполю, а зимой подрабатывает на мебельной фабрике в Милане.
Глебов вместе со своим соседом по каюте, капитаном третьего ранга, просят Лючию показать им ночную жизнь Неаполя, девушка соглашается, и они втроем отправляются изучать итальянскую "сладкую жизнь" . При этом, заметьте, без сотрудника особого отдела, и кто же сейчас этому поверит? Как это советские офицеры, носители военных секретов, отправляются в неаполитанскую ночь неизвестно с кем. А там и неаполитанская "гоморра" и церэушники на каждом шагу.
Лючия приводит советских офицеров в ночной клуб. Естественно советские офицеры очень удивлены - куда это они попали. Райзман показывает нам типичное морально разложившееся буржуазное общество- очень громкая музыка, непонятные телодвижения очень волосатых танцоров на танцполе, к тому все в клешах не меньше 45 см внизу. Алкоголь в неумеренных количествах, дым сигарет и непристойное поведение. Глебов притулился на диванчике, а его соседи чуть ли не у него на голове занимаются сексом.
Лючии стал так жалко советского моряка, что она предложила его поцеловать в качестве компенсации за моральные страдания.
Лючия: Хотите, я Вас поцелую?
Глебов: Ну, конечно, хочу! ...Ну что же Вы?!
Лючия: Стоит ли, один жалкий поцелуй...
Глебов: Один поцелуй может перевернуть мир!
Лючия: Тем более. Зачем нам его переворачивать.
Вот так, чисто по-итальянски развела простоватого советского моряка. А Глебов представляет собой идеальный продукт советского воспитания - отличник боевой и политической подготовки, делу коммунистической партии и советского правительства предан, морально устойчив и политически подкован, может в любых условиях дать отпор, любому врагу. Да и внешность у него самая что ни на есть русопятая.
Вот так и столкнулись два мира - капиталистический в лице очаровательной итальянки Лючии, ее замечательно играет Любовь Альбицкая. И социалистический в лице военного моряка и писателя-любителя Андрея Глебова. Два мира, и как оказалось, особых точек сопрокосновения у них нет.
Девушка Глебову понравилась, но он со своим советским менталитетом не может понять, почему она не имеет хорошего образования, не занимается любимым делом, а перебивается случайными заработками. Могла бы переводить русскую литературу при ее то знании русского языка. А кроме того, ее морально-политический облик тоже вызывает вопросы. Сразу же предлагает поцеловаться, ходит по разным злачным местам, курит. Есть у нее мужчина, но, как она сама пояснила, с ним ей только нравиться заниматься сексом. А где же любовь? Одним словом, налицо опустошенность и духовный кризис современного буржуазного общества.
А тут еще в итальянском ресторане к советским офицерам подошли молодые, горячие итальянские парни. Все они леворадикальных убеждений, сторонники маоизма, то есть революционной войны до полного уничтожения капитализма. Пусть половина населения планеты погибнет в ядерной войне, но останется лучшая его часть, которая и будет строить новое общество. А этот, разложившейся буржуазный мир, должен быть уничтожен. И к советским товарищам у них есть вопросы, по мнению молодых итальянцев СССР своей политикой сотрудничества с Западом только помогает капитализму выживать. А это уже ревизионизм.
И Глебов, который поначалу пытается как-то возражать этим маоистам, ссылаясь на ужасы войны, что лучше торговать, чем воевать, получает отпор от молодых леваков-маоистов, которые первые готовы погибнуть в революционной войне ради счастья всего человечества.
Вот такое получилось рандеву идеального советского человека с современным буржуазным обществом, морально и духовно разложившимся, раздираемом противоречиями и конфликтами. И ведь не может настоящий советский человек остаться в стороне при виде этого гибнущего общества, уж очень ему понравилась Лючия. Пропадает девушка, сама того не ведая, вместе с этим самым загнивающим капитализмом. И не может Глебов пройти мимо этого. Надо что-то делать. И он решает написать пьесу. Все прямо, как в стихотворении княгини Натальи Урусовой.
Остановись, безумный мир!
Зияет пропасть пред тобою!
Быть может, близок уже час,
И рухнет с небом и землёю...
Очнись! Покайся! И Молись!
Господь простит в последний час
И тех, Его кто призовёт
Лишь возгласом: «Помилуй нас!»
И пока ракетный крейсер плыл из Неаполя в Севастополь, Глебов написал пьесу- притчу про последние дни Помпеи.
Глебов и картину Карла Брюлова видел, и на раскопках города побывал, так что тему знает. Да и исторический антураж не так важен, главное, что у Глебова есть идея, как спасти современное человечество в виде населения античной Помпеи.
Для съемок древнеримского города Помпеи была сделана великолепнейшая натурная декорация. В фильме построили самый настоящий древнеримский город. Работа художников даст огромную фору современным голливудским фильмам с их компьютерными технологиями. А у нас здесь, как говорится, натурпродукт. Шикарнейшие, роскошнейшие съемки, очень тщательное внимание к мельчайшим деталям, даже к надписям и скабрезным рисункам на стене в древнеримской харчевне.
Главные герои пьесы рабыня Лючия и приплывший в Помпеи Чужестранец, который узнал на одном из морских островов от одного старого грека, что скоро будет извержение Везувия и Помпеи погибнут. Примета есть такая - колодцы пересыхают перед извержением- под землей становится жарко и колодцы сохнут.
Чужестранец выкупает Лючию, которую продавали на Форуме, а сам пошел к лучшим людям города сообщить о грядущем бедствии.
Естественно, что рабыня Лючия - это экскурсовод из современного Неаполя Лючия, которая так запала в сердце Глебову. А Чужестранец - это сам Глебов. Ну, не может он спасти современную Лючию из Неаполя, вывезти ее с собой в самую лучшую страну мира СССР, так хоть в пьесе под видом Чужестранца он спасет Лючию, которая под видом рабыни в античной Помпеи.
И Глебов-Чужестранец отправляется к сильным мира сего этого самого города. К каждому он приходит и сообщает, что скоро "вашей Америке кирдык", то есть Помпеи со всем населением накроет многометровым слоем лавы при извержении Везувия. А потому надо выйти отцам города на Форум и объявить об эвакуации города. Спасайся кто может.
Кончилось все тем, что Чужеземца посадили в тюрьму, а Лючия пошла вместо него на Форум и продолжила его борьбу. В общем, все погибли.
Вот эта вся древнеримская эпопея выглядит очень искусственной и натянутой. Да, снято все очень красиво, древние римляне выглядит очень живыми людьми. Но вот бесконечно банальное и слишком прямолинейно-назидательное философствование на тему гибели погрязшего в коррупции, разврате, пьянстве, праздности и безыдейности этого древнеримского города, под которым подразумевается современный мир "золотого тельца" и чистогана, немного утомляют. Ну, все и так понятно, гады они, все эти правители и олигархи, и гибель их неизбежна. Но вот что делать с остальным, невинным капиталистическим народом? Со всеми этими симпатичными неаполитанками Лючиями?
А нету у Глебова и авторов фильма ответа на этот вопрос. Чужестранец предлагает подогнать корабли и вывезти народ в другое место. А куда вывезти весь капиталистический мир? В СССР? Так он же неризиновый. И нужны ли нам эти чуждые люди. Вот и повисает вопрос в воздухе. Погибает проклятый капитализм, а как помочь ему выжить - авторы не знают. Наверное, морально совершенствоваться на основе единственного верного марксистко-ленинского учения.
Написал Глебов без отрыва от места службы свою пьесу-притчу и отдал в местный Севастопольский академический драматический театр им. А. В. Луначарского. Конечно, лучше бы это была пьеса о современном военно-морском флоте. Но и эту приняли. Вот на фоне всего этого древнего мира и кубриков ракетного крейсера, где Глебов писал пьесу, театральная история репетиций получилась живой и естественной. Критика отмечала, что это наиболее удачная часть картины. Все-таки репетиционное дело Райзман знал лучше, чем морскую службу и древнеримский быт.
Райзман хотел на роль режиссера театра, который ставит пьесу Глебова, пригласить Андрея Тарковского. Умный и ироничный Тарковский мог бы уравновесить собой ту примитивную идеологическую нагрузку, что несла в себе пьеса. Но в это время он готовился снимать "Солярис". Роль режиссера сыграл А. Эйбоженко. Почему-то Райзман считал, что Эйбоженко очень похож на Тарковского. Но роль у Эйбоженко, на мой взгляд, не очень получилась. Слишком уж он старается выглядеть режиссером, сплошные штампы под "систему Станиславского".
А вот Алла Демидова, которой поручили играть роль Нины Сергеевны, актрисы, играющей в пьесе Лючию, очень запоминается. Их двое, которые остаются в памяти после этого фильма Любовь Альбицкая и она. Из Нины Сергеевны Райзман сделал такой, несколько шаржированный образ актрисы провинциального театра. Первое ее появление на репетиции вызывает изумление у Глебова, который пришел посмотреть, как репетируется его пьеса. Появляется какая-то тетка неопределенного возраста, явно не молоденькая, а тем более не красавица. В сером мешковатом пальто, резиновых полусапожках, ужасающем махровом берете и с огромным ридикюлем наперевес.
И вот это существо должно изображать мечту тайных грез автора пьесы.
И вполне понятна реакция автора пьесы.
Но потом, увидев Нину Сергеевну в спектакле, Глебов будет восхищен и поражен произошедшей метаморфозой. Ну, это так по замыслу Райзмана должно было быть. Но вот я лично ничему не поразился. Все-таки старовата Нина Сергеевна для такой роли. Но Демидова сыграла замечательно. Как всегда.
Вот таким получился этот фильм, где Райзман впервые в своем творчестве отошел от внутренних проблем страны и, так сказать, на международную арену, поднял экзистенциальные вопросы будущего для загнивающего капиталистического мира. С социалистическим и так все в порядке. Получилось не очень. Все-таки смешение жанров - притчи и производственных фильмов на военно-морскую и театральную тематику мало сочетается. Получилась каша. Но снятая очень красиво и эффектно.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.